В последнее время стало актуальным обсуждение вопроса увеличения разномнений ученых по одному и тому же вопросу в рамках «харам и халял» или между запретом и дозволенностью. Люди в замешательстве, они недоумевают: у кого можно брать законы их религии и какому ученому следовать, так как ученые зачастую представляют два противоположных мнения в одном и том же вопросе. И так, краеугольный вопрос: какие же критерии в принятии мнения какого-либо ученого являются правильными?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно взглянуть на эту тему с нескольких точек зрения:
1. Какой является шариатская основа, касающаяся метода понимания и закона и его узнавания;
2. Когда допустимо разномнение фетвы, а когда разномнение является запретным;
3. Каковы шариатские нормы, при предоставлении шариатского мнения, фетвы.
4. Как делается тарджих (отдается предпочтение) одному из шариатских мнений при их разновидности, то есть как мусульманину, аммийю (простому не знающему шариат) и изучающему шариат давать предпочтение и выбирать сильное мнение?
5. Каким является обязанность государства и правителя в вопросе фикхий разномнений?
Первое — это шариатская основа, с помощью которой понимаются законы и поступки. Всемогущий Аллах обращается к мусульманам напрямую, ко всем без различия, дабы каждый из них понимал тексты аятов и хадисов и поступал в соответствии с этими текстами. Он говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنْتُمْ تَسْمَعُونَ ٢٠
«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8:20).
Также сказал Аллах:
ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوۡلِيَآءَۗ قَلِيلٗا مَّا تَذَكَّرُونَ ٣
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:03).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками» (передал Бухари).
Следовательно, основа в текстах шариата это то, что они на ясном понятном арабском языке, имеющие указания и смысл. В основе каждый мусульманин должен понимать язык Корана, а именно арабский язык. Поэтому мусульманин может понять обращение Аллаха в этих текстах и действовать в соответствии с требованием шариата. И большинство сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, претворяли это. Они слушали Коран из уст Пророка, мир ему и благословение Аллаха, слушали его хадисы и сразу претворяли их, так как они понимали и осознавали смысл текстов шариата. И такое отношение является основным принципом в этом вопросе для каждого мусульманина. Доктор Абдуль-Карим Зайдан в книге «Аль-ваджиз фи усуль аль-фикх» говорит: «…Каждый мусульманин без исключения должен подчиняться Аллаху и Его Посланнику ﷺ, а эта обязанность требует, знания обращения Всемогущего Аллаха в Коране или в словах его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Знание же того, что требуется от нас шариатом, возможно только с помощью обращения мусульманина к текстам Корана и Сунны, и выведения законов из них посредством понимания и знания желаемого в этих текстах. Если же мусульманин не нашел ясного закона в этих текстах, то он обращается к иджтихаду, как это приказано ему Исламом в рамках шариата... Это является правильным методом, узнавания шариатского закона, а затем совершения поступка в соответствии с ним…» («аль-Ваджиз» / 411).
Однако многие мусульмане не в состоянии осуществлять этот метод, по причине отсутствия знаний арабского языка, или отсутствия глубоких знаний и понимания смысла текстов. Это стало актуальным особенно после того, когда сильно распространились диалекты, и люди стали далеки от знания литературного языка. Поэтому, мусульманин вынужден обращаться к более знающим и понимающим шариатские тексты, чтобы поступать в соответствии с шариатом. Это разрешается шариатом в соответствии с определенными нормами, о которых мы поговорим, когда будем говорить о правилах принятия приоритета какого-либо мнения. Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивали друг друга о некоторых вопросах, в понимании которых затруднялись. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о разномнении сподвижников в понимании текстов шариата: «Самым милосердным в моей Умме по отношение к ней (Умме) является Абу Бакр, самый строгий из них в религии Умар, самый стыдливый Усман, лучшим судьёй является Али ибн Абу Талиб, лучшим чтецом книги Аллаха является Убай ибн Абу Кааб, лучше всех запретное и дозволенное знает Муаз ибн Джабаль, лучше всех вопросы наследия знает Зайд ибн Сабит. У каждой общины был свой амин (доверенный человек). И амином этой общины является Абу Убайда ибн аль-Джаррах» (передает Даракъутни).
Некоторые сподвижники превосходили других в понимании того или иного вопроса. Об этом сказал Къуртуби в толковании аята:
وَوَصَّيۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ بِوَٰلِدَيۡهِ إِحۡسَٰنًاۖ حَمَلَتۡهُ أُمُّهُۥ كُرۡهٗا وَوَضَعَتۡهُ كُرۡهٗاۖ وَحَمۡلُهُۥ وَفِصَٰلُهُۥ ثَلَٰثُونَ شَهۡرًاۚ حَتَّىٰٓ إِذَا بَلَغَ أَشُدَّهُۥ وَبَلَغَ أَرۡبَعِينَ سَنَةٗ قَالَ رَبِّ أَوۡزِعۡنِيٓ أَنۡ أَشۡكُرَ نِعۡمَتَكَ ٱلَّتِيٓ أَنۡعَمۡتَ عَلَيَّ وَعَلَىٰ وَٰلِدَيَّ وَأَنۡ أَعۡمَلَ صَٰلِحٗا تَرۡضَىٰهُ وَأَصۡلِحۡ لِي فِي ذُرِّيَّتِيٓۖ إِنِّي تُبۡتُ إِلَيۡكَ وَإِنِّي مِنَ ٱلۡمُسۡلِمِينَ ١٥
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я один из мусульман» (46:15)
«Передается, что Осману привели женщину, которая родила на сроке шести месяцев, и он хотел осуществить наказание по отношению к ней. Но тут вмешался Али, да будет доволен им Аллах и сказал: «Это наказание не относится к ней, то есть она не виновна, так как Аллах говорит: «…а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев…». И в другом аяте говорит:
وَٱلۡوَٰلِدَٰتُ يُرۡضِعۡنَ أَوۡلَٰدَهُنَّ حَوۡلَيۡنِ كَامِلَيۡنِۖ
«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года…» (2:233)
Таким образом, кормление длится двадцать четыре месяца, а беременность на протяжении шести месяцев. Тогда Осман, оставил свое мнение и, приняв мнение Али, не применил наказание по отношению к женщине. Это указывает на более глубокое знание фикха, и понимание аятов и их указаний у Али, чем у Османа, да будет доволен ими Аллах». Также в книге «Аль-Ваджиз» говорится: «...Если мусульманин не может таким методом узнать закон шариата, то есть путем своего иджтихада, то он должен поступать так, как повелевает ему Аллах, а Он повелевает спрашивать ученых о законе Аллаха, касательно определенной реальности или поступка, который он хочет совершить. Всевышний сказал:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ
«Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого» (27:07).
Это касательно спрашивания и следования за более знающим, и основа в этом вопросе всегда остается главной, а это изучение арабского языка, и непосредственное понимание текстов шариата из Корана и Сунны Посланника Аллаха ﷺ, и поступать в соответствии с этим пониманием, как сказали ученые.
Второе — это вопрос о том, когда допускается разномнение в одном вопросе и различное его понимание, и когда оно запрещено... Разногласие, произошедшее между сподвижниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое он ﷺ, признал, имело разное понимание смысла, подобно словам Посланника Аллаха ﷺ: «Пусть никто не совершает послеполуденную молитву, кроме как у поселения бану Курайза» (передал Бухари от Ибн Умара). Этот шариатский текст несет в себе более одного смысла, и более одного понимания у сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Первый смысл заключается в том, что нельзя совершать молитву пока они не прибудут в бану Курайза, даже если время молитвы близится к завершению. И второй смысл заключается в том, чтобы торопится в пути, чтобы достигнуть местности, где проживает это племя до истечения времени послеполуденной молитвы. Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись в понимании этого вопроса, и часть из них совершила молитву в пути, а другая часть совершила молитву в бану Курайза. Когда различное понимание этого вопроса дошло до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он утвердил и признал оба мнения... Передано, что Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Когда Пророк вернулся в Медину после битвы у Рва, он сказал нам: «Пусть никто не совершает послеполуденную молитву, кроме как у поселения бану Курайза». Некоторых людей время молитвы аср застало в пути, и тогда одни сказали: «Мы не будем молиться, пока не придем туда». Другие же сказали: «Нет, помолимся сейчас, поскольку он хотел от нас не этого!» А потом об этом рассказали Пророку, и он не высказал порицания никому из них» (Бухари). Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Сухайли и другие сказали: в этом хадисе, и исходящем из него фикха: «Нельзя обвинять ни того, кто принял очевидное значение хадиса или аята, и ни того, кто выводит из текстового смысла» («Фатху-ль-Бари», /7/473). Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники делали иджтихад во многих законах и он ﷺ не отчитывал их за это. А в день Ахзаб приказал им совершить молитву в бану Курайза, тогда некоторые сподвижники, сделав иджтихад, совершили молитву в пути, и сказали: «Посланник Аллаха ﷺ, хотел этим самым сказать о том, чтобы мы быстро поднялись и достигли места, а не то, чтобы мы оставили намаз на конец времени и опоздали». То есть одни из них, сделав иджтихад, взяли смысл сказанного, а другие взяв очевидно сказанное задержали совершение молитвы до тех пор, пока не достигли бану Курайза, и, в итоге, они совершили ее ночью. Это праведные предшественники, одни из них обладатели очевидного смысла, а другие — обладатели смысла и аналогии» («Иъляму аль-Мукиъин», 1/203).
Следовательно, если текст шариата несет в себе несколько смыслов и пониманий, то разномнение допустимо. И тут появляется нужда в (тарджихе) доказательстве, которое даст перевес одному мнению над другим. Однако, если такого перевеса нет, то шариатский закон берется с этого текста. Об этом мы подробнее поговорим в вопросе «тарджих» мнения.
Разномнение в вопросах и текстах, которые несут в себе один категоричный смысл является запрещенным. Множество мнений в таком вопросе является харамом, подобно словам Аллаха:
وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ
«Совершайте намаз…» (2:43), يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ ٢٧٨
«О, те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (2:278). «Совершайте молитву» несет в себе один единственный смысл. «Не брать лихву» также несет в себе один смысл, и эти аяты являются ясными и категоричными в смысле, они не имеют другого смысла. Нельзя сказать, что существует мнение, разрешающее оставить молитву... Ученые усуль фикха разъяснили это. Имам аль-Мазарий сказал в книге «Идаху аль-махсуль мин бурхан аль-вусуль» в разъяснении текста, в котором делается иджтихад: «Это слово, которое указывает на закон своим очевидным смыслом, таким образом, что в нем нет каких-либо вероятностей…» («аль-Идах», 305). Сказал аль-Аснавай в книге «Нихаяту суль»: «…и муджтахид в нем; шариатский закон, предполагаемый по шариату, исключается четыре столпа, запрет прелюбодеяния, употребление алкоголя, и другие религиозные моменты… это подтверждено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достоверным путем и силой доказательств, которые означают категоричность...» («Нихаят суль», 4/530).
Доктор Ахмад Зарка сказал: «Нет место иджтихаду, если есть ясный текст, потому что закон шариата понятен текстом, и нет необходимости прилагать все возможные усилия, чтобы получить закон. Так как иджтихат — это уже предположение, и закон, выведенный им, будет предположительным, противоположно закону, взятому прямо с текста. Нельзя оставлять категоричное и брать предполагаемое» («Шарх каваид аль-фикхия», 147).
Перейдем к третьему пункту нашей темы, а именно — это шариатские нормы в предоставлении шариатского мнения (фетва). Наиболее важными шариатскими нормами являются следующие:
1. Мнение должно исходить и концентрироваться на шариатских текстах, это Коран, Сунна и то, на что они указывают, то есть единогласное мнение сподвижников (иджмаъ) и аналогия (къияс). Нельзя, чтобы мнение строилось на разуме или желании, поскольку один только разум не достаточен для построения законодательства, потому что разум может иногда ошибаться, а иногда нет. Только откровение от Аллаха является правильным истинным.
Следовательно, тот, кто говорит шариатское мнение должно обладать знанием и пониманием текстов шариата. Он должен знать иджмаъ и къияс, должен охватить знанием отменяющие и отмененные тексты, а также метод приоритета (тарджих), если он видит противоречие между двумя явными текстами, вне зависимости от того, было ли это противоречие между двумя хадисами или между хадисом и Кораном. Абдель Карим Зайдан сказал, в книге «Аль-Ваджиз»: «Муджтахид обязан знать арабский язык, чтобы был в состоянии понимать речь арабов, смысл слов и методы их выражения. Также он должен знать отменяющие и отменённые тексты, хадисы правильные и слабые...» («Аль-Ваджиз», 402-405).
2. Необходимо иметь способность понимания реальной действительности, чтобы применить к ней соответствующий текст шариата, и не применять тексты, касающиеся одних вещей и поступков к другим, реальность которых не связана с этими текстами. Например, чтобы тексты, касающиеся определенных нужд, таких как еда и питье, не применялись к взятию кредита с лихвой для покупки машины, так как покупка автомобиля не относится к нуждам. Это является противоречием текстам и нарушением метода применения текстов... Говорит имам аш-Шатиби: «...Иджтихад (приложение всех усилии) в изучении реальности является обязательным для каждого исследователя, правителя и муфтия, а также для каждого мусульманина..., другими словами, это понимание реальной действительности, которая нуждается в шариатском законе».
Что касается интереса в законодательстве, то он только с текстом шариата. Только Всемогущий Аллах решает, что есть интересом для Его рабов, а не человеческий разум, так разум человека ограничен, и не в состоянии оценить то, что приносит пользу и вред. Разум может видеть в чем-то интерес и выгоду, но на самом деле это является вредом и злом для человека. Всевышний Аллах говорит:
كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ ٢١٦
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).
Говорит Имам Ибн аль-Каййим да смилуется над ним Аллах: «...Поистине, шариат в своей основе, в правилах, законах и интересах людей и их жизни, является милостью, справедливостью, мудростью, и интересом людей. И любой вопрос, который вышел из справедливости к несправедливости, от блага к злу, от милости к противоположности, от мудрости к глупости — все они не имеют отношения к шариату, и им не являются, даже если они имеют какую-то интерпретацию…» («Иълям аль-Мукъиин», 3/41). Шейх Мухаммад Абу Захра, говорит: «...Поистине, интерес там, где есть текст шариата, не может быть безусловного интереса, если текст шариата противоречит этому интересу, это является заблуждением, следованием страстям, преобладанием похоти, или интересом, который быстро пропадёт и непостоянна…» («Усуль Фикх», 294/295).
3. Третья норма это то, чтобы мнение не противоречило тексту или явным мнениям, из Корана или Сунны. Нет места иджтихаду там, где есть явные и ясные тексты. Такой иджтихад оставляется, не берется и он не имеет никакого веса. Нельзя сказать, что Всевышний Аллах не засчитает грехом дозволение процентов, ростовщичества, ибо про ростовщичество существует явный, ясный и категоричный текст. Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в толковании хадисов «Сахих Муслим», говорит: «...Ни муфтий, ни судьи не могут возражать человеку, мнение которого противоречит их мнению, если конечно же мнение этого человека не противоречит текстам или иджмаъ и къияяс…» (2/24). Аль-Мавардий в книге «Ахкам ас-султанийя» говорит: «...Что касается того, что ученые разошлись в запрете и в разрешении, то это разномнение признано, и никак нельзя противостоять этому. Однако если разногласие слабое и стало поводом для разрешения запрещенного, как в вопросе лихвы, то такое разногласие харам...» (2/10).
Четвертый вопрос о том, каким образом совершается тарджих между различными мнениями. Эту тему необходимо разобрать подробнее и разъяснить ее. Этот вопрос состоит из нескольких разделов:
1. Тарджих для тех, кто имеет шариатские знания и возможность сравнения текстов возможен путем рассмотрения доказательств, в результате чего он может предпочесть одно мнение над другим;
2. Тарджих простолюдина, который не имеет способности понимать тексты шариата и не обладает шариатским знанием, к которому мог бы прибегнуть.
Тарджих в первом случае, основывается на определенной къарине, которая дает предпочтение одному мнению над другим. Например, при изучении мнений выясняется, что одно из них основывается на слабом хадисе, в результате чего слабое мнение оставляется. Или при изучении находится, что одно мнение основано на отмененном тексте, в результате чего, берется второе мнение. Или рассматривается правильное применение арабского языка, в результате чего отдается предпочтение одному из мнений, опираясь на къарину арабского языка. Другими словами, здесь должно быть, доказательство, утверждающее правильность одного из двух мнений, чтобы принять его. Аль-Джувайни в книге «Аль-Бурхан» сказал: «Тарджих — это приоритет, победа одних доказательств над другими…» (2/ 175). Также предпочтение строится на преобладании предполагаемого в понимании этого вопроса после всех возможных усилии для его понимания. Говорит доктор Мохаммад аль-Худрий в основах фикха: «Фикхий вопросы, построенные на предполагаемом, не имеют категоричных доказательств, поэтому они и являются главной темой иджтихада» (стр. 374). Аль-Аснавай в книге «Нихаяту Суль» сказал: «Шариат в практических делах разрешил вопросы, построенные на предположении, так они являются ответвлением от основ и не относятся к основам религии и к основам усуль фикха». В определении иджтихада он сказал: «Иджтихад — это полное выкладывание всех усилий в достижении предполагаемого в шариатском законе» (4/527).
Что касается тарджиха простого человека (аммий), то отдавание предпочтения какому-либо мнению не должно строиться на интересе и эмоциях, или на поиске легкости. Оно должно быть основано на двух моментах:
а) «Более знающем», это осуществляется тем, что он слышит из уст людей, что такой-то ученый более знающий, и его доказательства более сильнее, чем такого-то;
б) «Богобоязненности», это также происходит тем, что человек слышит от людей о реальности какого-то ученого и наблюдает за ним.
Таким образом, если у ученого есть эти два качества, то тарджих происходит на этой основе. Но если у человека собралось несколько представлений о более чем одном ученом, и все они богобоязненные, то он опять же выбирает того, кто более сведущ и богобоязнен, путем опроса обладателей знания и богобоязненности и тех, кому он доверяет. Джувайни сказал: «...Человек должен знать, что тот, кто спрашивает фетву, не может следовать тому, кому захочет из муфтиев. Он должен выбрать одного из них, чтобы следовать ему…» («Аль-Бурхан», 2/177). Сказал Сираджуддин аль-Армавий в книге «Тахсиль мин аль-махсуль»: «Нельзя брать фетву, кроме как у муджтахида…» (2/305). Аль-Худрий в книге «Аль-Усуль» сказал: «Фетва спрашивается только у того, кто известен своим знанием и справедливостью. И если у кого-то отсутствует одна из характеристик, то следовать ему нельзя, и все ученые единогласны в этом мнении» (382).
Например, нельзя брать фетву у того, кто стал известен, своим повторением зла, греха и отношений с людьми, обладающими этими качествами, так как в его богобоязненности появилось сомнение. Всемогущий Аллах говорит:
وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ وَإِمَّا يُنْسِيَنَّكَ الشَّيْطَانُ فَلا تَقْعُدْ بَعْدَ الذِّكْرَى مَعَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ٦٨
«Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (06:68)
Также Он говорит:
وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللَّهِ يُكْفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلا تَقْعُدُوا مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِثْلُهُمْ إِنَّ اللَّهَ جَامِعُ الْمُنَافِقِينَ وَالْكَافِرِينَ فِي جَهَنَّمَ جَمِيعًا ١٤٠
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне» (4:140).
Посланник Аллаха ﷺ, говорит: «Тот, кто стремится к довольству людей, вызывая этим гнев Аллаха, на того разгневается Аллах и разгневает на него людей. А тот, кто достигнет довольства Аллаха, разгневав людей, тем Аллах будет доволен и сделает так, чтобы люди были довольны им» (передал Тирмизи с правильным иснадом). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, будут после меня правители, и тот, кто войдёт к ним, и почтёт правдой их ложь, и станет помощником им в притеснении — тот не от меня, и я не от него, и нет ему удела у водоёма Хауд (в Судный День). Но тот, кто не входил к ним, и не был помощником им в притеснении, и не почитал правдой их ложь, то он — от меня, и есть ему удел у водоёма Хауд (в Судный День)» (передали его Тирмизи, Насаи, Ахмад и другие). Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто проживал в пустыне, становится черствым, а тот, кто преследует дичь — становится беспечным. Подвергается искушению тот, кто приходит к дверям правителя, и чем ближе раб (Аллаха) будет приближаться к правителю, тем дальше он будет отдаляться от Аллаха» (этот хадис передали Ахмад, Байхакъий с правильным иснадом, и др.).
Также нельзя слушать и принимать фетву от ученого, мнение которого меняется из-за страсти и интересов, потому что Всевышний Аллах говорит:
وَلَا تَتَّبِعِ ٱلۡهَوَىٰ فَيُضِلَّكَ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَضِلُّونَ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ لَهُمۡ عَذَابٞ شَدِيدُۢ بِمَا نَسُواْ يَوۡمَ ٱلۡحِسَابِ
«…и не следуй порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета» (38:26).
В качестве примера, человек, который сегодня говорит, что ростовщичество является харам, а затем через какое-то время интерпретирует тексты, в соответствии со своими желаниями, и говорит, что ростовщичество является халял, если этого требует экономический интерес. Или же человек сначала говорит, что мусульманские страны являются одним единым целым в посте, выход луны для всех один, и поэтому начинать пост и праздновать они должны в один день, а на следующий год говорит, что существуют разные фазы Луны в мусульманских странах, и мусульмане могут начинать пост и праздновать в разные дни… У подобных «ученых» их мнения не берутся, и здесь нельзя сказать, что их грех на них, а мы берем только из его знания. Это может сказать ученый, который может проверить доказательства и сделать тарджих, но не аммий, который не в состоянии разобраться и отличить истину ото лжи. И тут грех этого человека может повлиять на знание и поступки простого человека...
И последний вопрос в этой теме, касается мнения правителя в тарджихе. Халифы, да будет доволен ими Аллах, принимали (табаний) и утверждали одно из шариатских мнений в спорных вопросах, чтобы объединить Умму и сохранить ее единство. Например, Абу Бакр принял одновременно сказанное трижды слово «талак», как один развод, в то время как Умар, когда стал правителем, принял одновременно сказанное трижды слово «талак», как три развода. Об этом говорится в толковании «Сахих Муслим» в главе «Талак»: «...во время своего правления Умар, да будет доволен им Аллах, увидел, увлечение мужчин разводом их жен три раза одним талаком, то есть одним словом талак свершалась три талака. И для их воспитания обязал их тому, чему они сами себя обязали…». Также Абу Бакр разделял трофеи и земельные добычи военным, но Умар, да будет Аллах доволен им, отличился от него и отнес этот вопрос к шариатскому тексту, в котором Всевышний Аллах говорит:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلإخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالإيمَانِ وَلا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ ١٠
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» (59:10).
Передает имам Абу Убайда в книге «Аль-Амваль», от Хушайма ибн Башира, он рассказал нам: «Нам сообщил аль-Аввам ибн Хавшаб от Ибрахима Таймий, который сказал: «Когда мусульмане открыли ас-Савад они сказали Умару: «Раздели его (Савад) между нами, поистине, мы открыли его с трудом». Умар отказал им, и сказал: «А что будет для тех мусульман, которые придут после вас? И я боюсь, что если я поделю его между вами, то вы испортите между вами отношения из-за воды». И Умар оставил жителей ас-Савада на их земле, и установил для них джизью, и харадж. Таким образом, Умар не разделил эти земли» («Аль-Амваль», 1/71).
Следовательно, правитель может принять и следовать определенному мнению в тарджихе, и мусульмане должны придерживаться этого мнения и объединится вокруг него, с условием того, что правитель должен быть действительным правителем мусульман, амиром правоверных, то есть халифом мусульман. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلا ٥٩
«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (04:59).
Необходимое условие — это подчинение правителю, если он управляет шариатом, и подчинение ему, будет равным подчинению Аллаху и Посланнику Аллаха ﷺ. То есть у него должны присутствовать все качества правителя, избранного правильным шариатским путем со всеми необходимыми условиями присяги, о которых говорят ученые…
Однако современные правители нашей эпохи, или даже ученые благочестивые или не благочестивые — они не имеют никакой прерогативы в этом вопросе и никак не имеют права принимать (делать табанний) определенное шариатское мнение и обязывать ему людей. Суть в том, что они не имеют соответствующих качеств шариатского опекуна и правителя. Имам аль-Къарафи в книге «Анвару аль-бурукъ фи анваъи фурукъ» говорит: «... Известно, что разногласие является естественным результатом различия людей в понимании и во взглядах, и книги фикха заполнены разногласиями. Разногласия имеют определенные причины, о которых упоминают ученые, и это не является нашей темой. Мы хотим здесь подчеркнуть существование разногласия. Имам своим полномочием правления и обязанности по отношению к гражданам, должен предотвратить разногласия, и решить спор между Уммой, и это самая большая обязанность». Таким образом, приказ и закон правителя убирает разногласия и все должны подчинятся ему, однако положение не общее, а касается только вопросов, в которых есть иджтихад» (2/103).
Это, коротко о том, что касается принятия шариатского мнения. Мусульманин должен смотреть на того, у кого он берет мнение шариата, так, чтобы он в День Воскресения не был подобен тем потерпевшим убыток, которые скажут:
يَوْمَ تُقَلَّبُ وُجُوهُهُمْ فِي النَّارِ يَقُولُونَ يَا لَيْتَنَا أَطَعْنَا اللَّهَ وَأَطَعْنَا الرَّسُولا ٦٦ وَقَالُوا رَبَّنَا إِنَّا أَطَعْنَا سَادَتَنَا وَكُبَرَاءَنَا فَأَضَلُّونَا السَّبِيلا ٦٧
«В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!». Они скажут: «Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути» (33:66,67).
Или же тем, которые будут соответствовать словам Всевышнего Аллаха:
إِذْ تَبَرَّأَ الَّذِينَ اتُّبِعُوا مِنَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا وَرَأَوُا الْعَذَابَ وَتَقَطَّعَتْ بِهِمُ الأسْبَابُ ١٦٦ وَقَالَ الَّذِينَ اتَّبَعُوا لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةً فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُوا مِنَّا كَذَلِكَ يُرِيهِمُ اللَّهُ أَعْمَالَهُمْ حَسَرَاتٍ عَلَيْهِمْ وَمَا هُمْ بِخَارِجِينَ مِنَ النَّارِ ١٦٧
«Когда те, за кем следовали, отрекутся от тех, кто следовал за ними, и увидят мучения, связи между ними оборвутся. Те, которые следовали за другими, скажут: «Если бы у нас был еще один шанс, то мы отреклись бы от них, подобно тому, как они отреклись от нас». Таким же образом Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Они никогда не выйдут из Огня» (2:166,167).
Каждый человек предстанет перед Всевышним Аллахом и будет спрошен о большем и малом, и его невежество не оправдает его, так как он должен спросить у людей обладающих благочестием и знанием. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ إِلا رِجَالا نُوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ ٤٣
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Передает Али о том, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал о сподвижниках, которым было приказано их амиром зайти в огонь, следующее: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, послал войско и поставил над ним человека из ансаров и повелел войску слушать его и повиноваться ему. Воины чем-то вызвали гнев командира, и он повелел принести дрова. Командир сказал: «Разожгите огонь!». Воины разожгли. Затем он сказал: «Разве Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, не повелел вам слушать меня и подчиняться мне?». Воины ответили: «Да, Посланник Аллаха велел нам это!». Тогда командир сказал: «Войдите в огонь!». Воины посмотрели друг на друга и сказали: «Мы последовали за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спасаясь от огня! А теперь мы зайдем в него?». Воины продолжали тянуть время, пока огонь не погас и гнев командира не утих. Когда они вернулись, то все рассказали Посланнику Аллаха ﷺ, на что он сказал: «Если бы они вошли в него, то не вышли бы из него! Поистине, покорность только в благом!» (передал Бухари).
Джабир ибн Абдуллах, да будет Аллах доволен им, сказал: «Как-то мы вышли в путь. И одного из нас ранило камнем, и рассекло голову. И в одну ночь с ним случилось большое осквернение. И он спросил у тех, кто был рядом с ним: «Дозволено ли мне просто сделать тайаммум?» И они ответили: «Мы не видим для тебя дозволенности в тайаммуме, т.к. ты можешь использовать воду!» И он помылся и после этого умер. И когда мы пришли к Посланнику Аллаха (с.а.сю), то рассказали ему об этом. Он сказал: «Они погубили его, погубит их Аллах! Зачем же они не спросили того, чего не знали! Поистине, лечение невежества — это вопрос!!! Достаточно ему было тайаммума и достаточно было бы для него протереть место раны мокрой тряпкой и затем омыть все тело!» (хадис приводит Абу Дауд, №336, шейх Альбаний сказал о нём хасан).
Мы просим Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сделал нас из тех, кто слушает и повинуется благому. И последний наш призыв: Хвала Аллаху — Господу миров.
Доктор Хамад — Иерусалим