يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسۡتَعِينُواْ بِٱلصَّبۡرِ وَٱلصَّلَوٰةِۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٥٣ وَلَا تَقُولُواْ لِمَن يُقۡتَلُ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ أَمۡوَٰتُۢۚ بَلۡ أَحۡيَآءٞ وَلَٰكِن لَّا تَشۡعُرُونَ ١٥٤ وَلَنَبۡلُوَنَّكُم بِشَيۡءٖ مِّنَ ٱلۡخَوۡفِ وَٱلۡجُوعِ وَنَقۡصٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡوَٰلِ وَٱلۡأَنفُسِ وَٱلثَّمَرَٰتِۗ وَبَشِّرِ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٥٥ ٱلَّذِينَ إِذَآ أَصَٰبَتۡهُم مُّصِيبَةٞ قَالُوٓاْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّآ إِلَيۡهِ رَٰجِعُونَ ١٥٦ أُوْلَٰٓئِكَ عَلَيۡهِمۡ صَلَوَٰتٞ مِّن رَّبِّهِمۡ وَرَحۡمَةٞۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُهۡتَدُونَ ١٥٧
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми. Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!». Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого. Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (2:153–157).
В книге «Ат-Тайсир фи Усуль ат-Тафсир» («Облегчение в основе разъяснения Корана»), автором которой является Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир (да сохранит его Аллах), в толковании этих аятов говорится следующее:
Всевышний Аллах разъясняет в этих аятах:
1 — После того, как Аллах осведомил нас о том, что Он послал Посланника ﷺ, который зачитывает нам аяты Аллаха и очищает нас от ширка (придавания Аллаху сотоварищей) и идолов, Он осведомил нас обо всех наших обязательствах в сфере доктрины (акъыды) и законов, дабы мы соблюдали их, поминали Аллаха и призывали к Исламу… И после всего этого Аллах приказал нам обращаться за помощью к терпению и намазу.
2 — Затем Всевышний Аллах упомянул виды испытаний, с которыми сталкивается человек при соблюдении Ислама и призыве к нему, и разъяснил, что уготовано за это Всевышним для терпеливых, стойких на истине, которые прибегают к Аллаху в трудностях, говоря:
إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся» (2:156).
И из упомянутых Аллахом видов испытаний и уготованного Им за это блага мы перечислим следующие:
– гибель на пути Аллаха, т.е. когда человек убит в сражении ради возвеличивания слова Аллаха, будучи обращённым лицом к врагу, а не убегая с поля битвы. Он пребывает живым у Всевышнего Аллаха, однако его жизнь неощутима для людей, т.к. она сокрыта от них. Эта жизнь прекрасна и чиста: «Кто сражался ради возвеличивания слова Аллаха лицом к врагу, а не убегая, то он (погиб) на пути Аллаха», «Поистине, души шахидов у Аллаха (находятся) в зобах у зелёных птиц, гуляющих в райских садах там, где они пожелают».
– испытание страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов — и всё это является испытаниями различного рода. И что бы из этого ни коснулось верующего, оно будет являться испытанием: страх и отсутствие безопасности, бедность и голод, недостача имущества из-за убытков, потеря людей из-за болезней и смерти, потеря урожая из-за бедствий и природных климатических условий. Всевышний упомянул слово بِشَيْءٍ («незначительным»), т.е. каково бы ни было испытание — большим или малым — это является испытанием, а награда за терпение в этом испытании намного больше: «Как-то Посланник Аллаха ﷺ прибег к Аллаху (т.е. произнёс слова истирджа: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся»), когда потух фитиль светильника. Его спросили об этом, и он ﷺ ответил: «Всё, что причиняет вред верующему, является испытанием для него, за терпение в котором он получает награду»». И в хадисе муттафакун алейх передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кого бы из мусульман ни кольнула колючка или нечто больше этого, то это непременно поднимает его перед Аллахом и стирает его ошибки (прегрешения)».
– также Всевышний разъяснил, что верующий в момент терпения в испытаниях должен прибегать к Аллаху (истирджа), произнося:
إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся» (2:156),
— за что ему уготована огромная награда:
أُوْلَٰٓئِكَ عَلَيۡهِمۡ صَلَوَٰتٞ مِّن رَّبِّهِمۡ وَرَحۡمَةٞۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُهۡتَدُونَ ١٥٧
«Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (2:157).
И как же велика и прекрасна эта награда — довольство Аллаха, Его милость и прямой путь! И не только это… Им уготовано много блага ещё в этой жизни. Вывел Муслим от Умм Салямы, которая сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кого бы из рабов Аллаха ни коснулась трудность, а он произнёс: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся. О Аллах, воздай мне наградой в моей трудности, и оберни мне её благом» (إنا لله وإنا إليه راجعون، اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها), то Всемогущий Аллах непременно наградит его за терпение и обернёт ему его трудность благом»». Умм Саляма сказала: «И когда умер Абу Саляма, я сказала так, как повелел Пророк ﷺ, и Всемогущий Аллах заменил мне мою трудность благом большим — Посланником Аллаха ﷺ», т.е. Посланник Аллаха ﷺ женился на ней.
3 — Всевышний Аллах приказывает нам прибегать к терпению и намазу в деле несения Ислама и призыва к нему, а также для стойкости в истине на этом пути. Достоверно сообщается от Посланника Аллаха ﷺ, что когда он ﷺ решался на какое-либо дело, то прибегал к намазу, т.к. намаз — это прохлада глаз верующего, посредством которого он встретит своего Господа, и посредством совершения которого его сердце наполняется успокоением: «Мне дана любовь в вашей мирской жизни к трём вещам: благовония и женщины, а прохлада моих глаз заключена в намазе».
Намаз придаёт верующему сил и энергии в противостоянии несправедливости и людям, творящим её, а также придаёт правдивой решимости в стойкости на истине, делая его правдивым верующим, непреклонным в истине, полным твёрдой решимости в делах. Более того, терпение, о котором сказал Всевышний перед намазом, придаёт ему особую значимость. Так, намаз — это связь человека с его Господом, а терпение — это связь человека с его Господом, с самим собой и с другими людьми. Это критерий и мерило стойкости в трудностях, испытаниях и бедах.
Польза терпения:
Здесь необходимо остановиться для размышления о терпении, дабы устранить неясности у некоторых мусульман относительно реальности терпения и его смысла (значения).
Некоторые люди считают, что если человек замкнулся в себе, отдалился от людей, оставил порицаемое и оставил свою семью, увидел, что запретное пренебрегается, а худуды Аллаха (границы, установленные Аллахом) нарушаются, джихад не выполняется, и при всём этом он не занимает конкретную позицию по отношению ко всему этому, напротив, он отстранился от всего и оставил запрет порицаемого, — некоторые думают, что после всего этого он является терпеливым.
Или же понимают терпение как устранение вреда от самого себя и остерегаются противостояния, дабы не столкнуться хоть в чём-нибудь с преследованием со стороны врагов Аллаха, а потому не осмеливаются на слово истины или на поступок, ведущий к довольству Аллаха. Напротив, они продолжают молчать, забившись где-то в углу, говоря о себе, что они терпеливые.
Поистине, всё это не является терпением, за которое Всевышний Аллах обещал райские сады:
إِنَّمَا يُوَفَّى ٱلصَّٰبِرُونَ أَجۡرَهُم بِغَيۡرِ حِسَابٖ
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счёта» (39:10).
Напротив, такое поведение является слабостью, от которой Посланник Аллаха ﷺ прибегал к Аллаху:
أَعُـوذُ بِاللَّهِ مِنْ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَمِّ وَالْحُزْنِ وَغَلَبَةِ الدَّيْنِ وَقَهْرِ الرِّجَالِ
«Я прибегаю к Аллаху от слабости и лени, трусости и скупости, беспокойства и печали, бремени долга и притеснения людей». Терпение — это когда человек говорит истину, поступает согласно истине и переносит ущерб (вред) на пути Аллаха как результат всего этого, без отклонений, послаблений или уступок.
Аллах определил терпение на уровне с богобоязненностью, сказав:
إِنَّهُۥ مَن يَتَّقِ وَيَصۡبِرۡ فَإِنَّ ٱللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجۡرَ ٱلۡمُحۡسِنِينَ
«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90). Аллах сравнил терпение с муджахидами, сказав:
وَكَأَيِّن مِّن نَّبِيّٖ قَٰتَلَ مَعَهُۥ رِبِّيُّونَ كَثِيرٞ فَمَا وَهَنُواْ لِمَآ أَصَابَهُمۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَمَا ضَعُفُواْ وَمَا ٱسۡتَكَانُواْۗ وَٱللَّهُ يُحِبُّ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٤٦
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых» (3:146). Терпение — это терпение в трудностях и в предопределении (къада), и это терпение приводит к стойкости, а не к колебаниям. Оно ведёт к приверженности Книге, а не к оставлению её под предлогом непомерной тягости. Терпение приводит человека к твёрдой связи со своим Господом, а не к отдалению от Него:
فَنَادَىٰ فِي ٱلظُّلُمَٰتِ أَن لَّآ إِلَٰهَ إِلَّآ أَنتَ سُبۡحَٰنَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ ٱلظَّٰلِمِينَ
«Он воззвал из мрака: «Нет божества кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!»» (21:87). Это терпение, вместе с которым заостряется целеустремлённость и приближается путь в Рай. Это терпение Биляла, Хубаба и семьи Ясира: «Терпите, о семья Ясира. Поистине, вам обещан Рай».
Терпение Хубайба и Зайда: «Клянусь Аллахом, я бы не хотел, чтобы Мухаммада сейчас там, где он находится, коснулась колючка, причинив ему вред, в то время как я сидел бы в кругу своей семьи!».
Это терпение тех, кто хватает за руку несправедливого, не боясь на пути Аллаха упрёка порицающего: «Клянусь Аллахом, вы непременно станете останавливать несправедливого, и будете склонять его к истине, и ограничивать его только истиной, а иначе Аллах ударит ваши сердца друг о друга и проклянёт вас так же, как проклял сынов Исраила».
Это терпение прекрасной, великой семьи правдивого, доверенного Посланника Аллаха ﷺ… терпение мусульман, оказавшихся под бойкотом (когда курайшиты подписали письменный договор о бойкотировании рода Бану Хишам и аль-Мутталиба), терпение переселенцев в Эфиопию, а также всех преследуемых за слова «Мой Господь — Аллах».
Это терпение мухаджиров и ансаров в их борьбе с последователями многобожия, персами и византийцами… терпение пленённой группы Абдуллаха ибн Абу Хузафы… терпение правдивых верующих муджахидов.
Терпение — это когда ты приказываешь одобряемое, удерживаешь от порицаемого и не робеешь перед трудностями на пути Аллаха.
Терпение — это значит быть солдатом в рядах исламской армии, выдвинувшейся на сражение с врагами Аллаха.
Терпение — это значит соответствовать словам Аллаха:
لَتُبۡلَوُنَّ فِيٓ أَمۡوَٰلِكُمۡ وَأَنفُسِكُمۡ وَلَتَسۡمَعُنَّ مِنَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ وَمِنَ ٱلَّذِينَ أَشۡرَكُوٓاْ أَذٗى كَثِيرٗاۚ وَإِن تَصۡبِرُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ ذَٰلِكَ مِنۡ عَزۡمِ ٱلۡأُمُورِ ١٨٦
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (3:186). И словам Аллаха:
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31). И затем словам Аллаха:
وَلَنَبۡلُوَنَّكُم بِشَيۡءٖ مِّنَ ٱلۡخَوۡفِ وَٱلۡجُوعِ وَنَقۡصٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡوَٰلِ وَٱلۡأَنفُسِ وَٱلثَّمَرَٰتِۗ وَبَشِّرِ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٥٥ ٱلَّذِينَ إِذَآ أَصَٰبَتۡهُم مُّصِيبَةٞ قَالُوٓاْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّآ إِلَيۡهِ رَٰجِعُونَ ١٥٦ أُوْلَٰٓئِكَ عَلَيۡهِمۡ صَلَوَٰتٞ مِّن رَّبِّهِمۡ وَرَحۡمَةٞۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُهۡتَدُونَ ١٥٧
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (2:155–157).
وَلَنَبۡلُوَنَّكُمۡ حَتَّىٰ نَعۡلَمَ ٱلۡمُجَٰهِدِينَ مِنكُمۡ وَٱلصَّٰبِرِينَ وَنَبۡلُوَاْ أَخۡبَارَكُمۡ ٣١