Ислам и разрозненность (2)

Прилагая все свои усилия, колонизаторы боролись с законами о гражданстве в Османском государстве, пытаясь изменить исламскую систему гражданства на систему придуманного гражданства, где не учитывались религиозная принадлежность при разъяснении гражданских обязанностей и прав. Это делалось, для того чтобы ликвидировать принцип, по которому определяется статус человека, как подданного Исламского государства, проживающего на территории дар-уль-Ислам. Ведь от этого зависят законы, упорядочивающие торговлю, джихад и другие взаимоотношения между мусульманами и последователями других религий, и национальностей.

Эта борьба продолжается и в наше время, но уже в измененной форме. Если раньше преследовалась цель внесения изменений в структуры и системы Османского Халифата, прикрываясь реформами и совершенствованием. То сегодня под лозунгом «модернизация конфессии» или «изменение религиозного обращения» атакуется сам Ислам и его основы.

­Этноконфессиональное разделение

Необходимо разъяснить разницу между этнической и религиозной принадлежностью, и решение шариата по отношению к этому. Этническая принадлежность превращает религию в национальную составляющую, как это произошло с сионистским движением, или происходит с ливанцами и иракцами. Именно в таком виде империалисты стремятся привить отношение к религии. Такое понимание вызывает значительный урон по реальному пониманию всего, что связано с принадлежностью к Исламу, отношению к исламским убеждениям и законам шариата. А также делает эту принадлежность формальной, что приводит к междоусобной вражде между суннитами и шиитами в борьбе за получение министерских портфелей и парламентских кресел в светском государстве, вместо того чтобы участвовать в укреплении позиций Ислама.

Один из крупных ученых, Фадлюллах, поясняя на ливанском примере разницу между религиозной и этнической принадлежностью, говорит: «Возможно, специфика этноконфессиональной структуры ливанского строя оказала большое влияние на внутренние смуты. Когда интересы людей стали неразрывно связаны с этнической принадлежностью, они бросились в объятия межэтнических экспериментов, способствующих разжиганию межэтнических разногласий во взаимоотношениях в идейном и чувствительном плане. Политическая игра, спланированная и претворяемая маронами, за время своего правления в Ливане, смогла вызвать состояние страха у христиан за то, что исламский этнос может отнять у них эстафету правления.

И этим самым, формируя внутри людей болезненное ощущение причастности к тому или иному этносу, ставшее со временем бомбой замедленного действия, способной в любой момент взорваться искрой ненависти, вражды и гнева». Далее показывая связь колонизатора с возбуждением этой вражды, он говорит: «Мы замечаем, что некоторые международные и региональные круги пытаются воспользоваться этим для возбуждения межэтнической враждебности, чтобы политическая проблема шла в русле междоусобных войн. Тогда ситуация междоусобных отношений будет напряженной, являясь благоприятной для образования элементов этнической агитации.

Тем временем, все мы знаем, что тема суннитов и шиитов, в своем правовом и шариатском значении не имеет никакой связи с этой действительностью. Вся проблема в том, что существует международная и региональная борьба на мировой арене, где используются политические принципы, которые абсолютно не связаны с шариатскими понятиями». Так, по мнению Фадлюллаха, этническая и конфессиональная принадлежность подразумевает рассмотрение силы, не имеющей реального содержания. Далее он говорит: «Относительно того, как необходимо поступать, для того чтобы избежать придачи разногласиям между мусульманами политического характера. Мы наблюдаем, что в такой ситуации, как в Ливане, реальность этнического деления начинает превращаться в силу исключительно в состоянии пустого бахвальства и бравады, ничего не представляющего на самом деле». Использование этого способа свидетельствует о том, что колонизатор понимает склонность мусульманина к Исламу. Поэтому, видя тщетность попыток по подавлению этих чувств, колонизатор начал использовать подмену истинной принадлежности к Исламу на формальную принадлежность к одному из исламских учений или течений.

Разница между принадлежностью к государству и исламскому братству.

Следует знать, что установление Исламского государства не ограничивается предоставлением гражданства определенному этносу или мазхабу. В наших сознаниях сложилась такая картина вследствие идейной экспансии империализма, который представил Исламское государство в свете теократического государства средневековой Европы, которое уничтожало все религии, противоречащие церкви. И примером тому являются исторические войны противостояния между протестантами и католиками.

Что касается исламского братства или единства, то это является частью «аль-валяа» (солидарность). Мусульмане должны быть солидарны и преданны друг к другу. Это подтверждается категорическими доказательствами и является очевидным фактом, с которым может не согласиться только тот, кто отвергает столпы Ислама. Все исламские движения, невзирая на свои расхождения, единогласны в обязательности «аль-валяа» (солидарности) ко всем мусульманам. И это называется «валя-уд-джумла» (общая солидарность). Также, наряду с этим, необходимо выразить «аль-бараа» (непричастность) к безбожникам и лицемерам, что называется «бараут-уль-джумла» (общий отказ). Мусульмане должны быть дружелюбными к каждому мусульманину, не проявившему явного неверия, и оказать ему поддержку. Неверие – это отрицание Послания и Посланника ﷺ, равно полное или частичное отрицание обязательных знаний, которые однозначно и категорически исходят из Послания. Относительно этого имам Газали в книге «Худжат-уль-Ислам» сказал: «Неверие – это отрицание чего-либо из того, что принес Посланник Аллаха ﷺ, а вера – это признание его во всем, что он принес».

Ахмад Ибн Захир ас-Сахасий аль-Ашъарий рассказывал: «Перед тем, как умереть в моем доме, шейх Абу аль-Хасан аль-Ашъарий приказал мне собрать всех своих сторонников. Когда они собрались, он сказал: «Засвидетельствуйте, что я не обвинял в неверии никого из приверженцев Каабы за погрешности. Ибо я видел, что все они утверждали о существовании Единого Аллаха. Ислам охватывает их». Один из шейхов шиитов-имамитов Табатбай сказал: «Кафир - это человек, отвергающий единственность и божественность Творца или Его Послание, отрицающий хотя бы какую-то часть основных положений религии, непринятие которых относится к отрицанию Послания».

В арабском языке слово «аль-валяа» (солидарность) означает помощь, говориться: «они солидарны между собой», т.е. «они объединились помогать друг другу», (См. книгу «Лисан-уль-Араб»). Филолог арабского языка Абу аль-Хайсам передает, что слово «аль-валяа» в форме «мавля» имеет шесть значений. «Аль-мавля» называют: кузена; дядю; брата; сына и всех близких родственников; тех, кто содействует тебе; тех, на ком лежит ведение твоих дел; тех, кто принял Ислам под твоим покровительством; тех, кто проявил милость и отпустил своего раба на свободу, и того, кто был освобожден и имеет наследство. Фадл Ибн Хасан ат-Табрасий говорит: «Вали – это тот, кто защищает и оказывает содействие, а валий – это тот, на ком лежит управление дел».

Шариатские значения этого слова, в общем, соответствует лексическим значениям, за исключением некоторых шариатских законов, как законы о наследстве. Таким образом, одними из значений солидарности является то, что мусульманина следует любить и помогать ему. Ибн Таймия говорит: «Аль-Валяа (солидарность) – это противоположность враждебности». Сутью солидарности является любовь и расположенность, а враждебности – ненависть и неприязнь». Именно такого рода солидарность подтверждается множеством аятов. Всевышний Аллах говорит:

 وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللّهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَـئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللّهُ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ 

«А верующие мужчины и верующие женщины, они - друзья одни другим: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, совершают намаз и дают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах - велик, мудр!» (9:71)

Что касается Сунны, то Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульманин мусульманину брат, он не поступает с ним несправедливо и не предает его. Кто помог своему брату в чем-то, тому поможет сам Аллах. Кто спас мусульманина от беды, того Аллах спасет от ужаса Судного дня. А кто, сокрыл (т.е. защитил) мусульманина, того сокроет в Судный день сам Аллах». В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульманин зеркало своего брата, ведь мусульманин брат мусульманину. Не причиняет ему вред, а защищает его». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульмане, в своей взаимной симпатии, уважении и милосердии друг к другу, подобны единому телу, которое, если заболит один орган, то другие переносят боль, расстройство и жар». И множество других хадисов, указывающих на необходимость солидарности мусульман друг к другу.

Также категорически подтверждается «аль-бараа» (непричастность) к безбожию и безбожникам (т.е. куфру и кафирам). Непричастность означает враждебность, ненависть и удаленность от неверия. Всевышний Аллах говорит:

لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ أُوْلَئِكَ حِزْبُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ 

«Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его Посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха – они достигшие успеха!» (58:22)

Что касается второстепенных законов, следующих из значения «аль-валяа» (солидарности) к мусульманам и «ал-бараа» (непричастности) к безбожникам и язычникам, то они детально изложены в книгах фикха, как на уровне индивида, так и в международных отношениях между Исламским государством и государствами неверия. Все это можно в подробности найти в книгах шариатской политики, таких как книга «Ас-саир», Имама аш-Шайбани.

Исламское братство или солидарность мусульман друг к другу отличается от принадлежности или подданства человека в Исламском государстве, в своем общем понимании. Исламское подданство – это принадлежность к государству и режиму, а также принятие территории Дар-уль-Ислам с исламским правлением, местом постоянного проживания. Это коренным образом отличается от исламского братства. Связь, соединяющая гражданина с государством, является подданством, что в настоящее время определяется политическим термином «гражданство». Это не выходит из исламской доктрины. Подданство объединяет мусульман и других людей, во время их совместного проживания под покровительством Исламского государства. Данный смысл ясно выражается в мединском меморандуме, который выступал в качестве договора или соглашения между Посланником Аллаха ﷺ, главой Исламского государства, и евреями. В меморандуме говорилось: «Мусульмане и евреи являются одним сообществом, не включающим других людей», т.е. мусульмане и они живут под покровительством Аллаха и Его Посланника ﷺ, но при этом, они не являются мусульманами.

Любой человек, который согласился жить на территории Дар-уль-Ислам, под управлением Исламского государства, имеет такие же права и несет такие же обязанности, как и другие граждане Дар-уль-Ислам, даже если сам не является мусульманином. Поскольку суть заключается в принятии подданства Дар-уль-Ислам. Мусульманин, не присоединившийся к Дар-уль-Ислам, не получает права, предоставляемые Исламским государством. В противоположность этому, если зиммий переселится на территорию Дар-уль-Ислам, то он получит права, предоставляемые Халифатом.

Именно такой смысл передается в хадисе Барида, в котором говорится, что Посланник Аллаха ﷺ при назначении командующего войском или полком призывал их быть богобоязненными, проявляя солидарное отношение к мусульманам, которые выходят с ним, и говорил: «Сражайтесь с именем Аллаха против тех, кто не уверовал в Аллаха. Не проявляйте чрезмерность и не отступайте. Не уродуйте и не убивайте детей. При встрече с врагами безбожниками призови их к трем вещам. Если согласятся хотя бы с одной из них, то прими это у них. Затем предложи им переселиться на территорию мухаджиров, известив их о том, что если они сделают так, то будут иметь такие же права и обязанности, как и мухаджиры. А если не переселятся, то будут подобны другим арабам-мусульманам, которые не имеют своей доли в трофеях, кроме той, которую приобрели в битве. В случае отказа от этого, потребуй от них джизью. Если согласятся, то прими и воздержись от них. А если и от этого откажутся, то, попросив помощи у Аллаха, начинай сражение с ними. И если при блокаде, они попросят у тебя защиты Аллаха и его Пророка ﷺ, то не предоставляй им такую защиту, а предоставь им свою защиту и защиту своих соратников. Ибо нарушение вами своей защиты менее пагубно, чем нарушение защиты Аллаха и Его Пророка ﷺ. А если при блокаде пожелают того, чтобы ты дал им решение Аллаха и Его Пророка, то не давай им решение Аллаха и Его Пророка ﷺ, а дай им свое решение, ибо ты не знаешь, угадаешь ли ты решение Аллаха относительно их или нет». Передал Муслим.

Исходя из этого текста, видно, что переселение служит условием того, чтобы они имели те же права и обязанности, что и мы, т.е. все права и обязанности на основе гражданства.

Всевышний Аллах в конце суры «Трофеи» говорит:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُوْلَـئِكَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يُهَاجِرُواْ مَا لَكُم مِّن وَلاَيَتِهِم مِّن شَيْءٍ حَتَّى يُهَاجِرُواْ وَإِنِ اسْتَنصَرُوكُمْ فِي الدِّينِ فَعَلَيْكُمُ النَّصْرُ إِلاَّ عَلَى قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ، وَالَّذينَ كَفَرُواْ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُن فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ ، وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُولَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ ، وَالَّذِينَ آمَنُواْ مِن بَعْدُ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ مَعَكُمْ فَأُوْلَـئِكَ مِنكُمْ وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللّهِ إِنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ 

«Поистине, те, которые уверовали и выселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу. А те, которые уверовали, но не выселились, - нет у вас никакой близости к ним, пока они не выселятся! А если они попросят у вас помощи в религии, то на вас лежит помощь, если только не против того народа, между которым и вами есть договор. И Аллах видит то, что вы делаете! А те, которые не уверовали, одни из них - близки другим. Если вы этого не сделаете, то будет смута на земле и великая порча. А те, которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха, и те, которые приютили и помогли, - они - верующие; обязательством для них - прощение и щедрый удел. А те, которые уверовали потом и выселились и боролись вместе с вами, - они - из вас; обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха. Поистине, Аллах о всякой вещи знающ!» (8:72-75)

Совокупность этих доказательств показали различие между теми, кто уверовал и переселился, и теми, кто уверовал и не переселился. Первые имеют право на покровительство и вытекающие из этого льготы на получение имущественного пая, пользуясь другими правами и выполняя обязанности как проживающие на территории Дар-уль-Ислам. Вторые же, не находятся под покровительством, т.е. не обладают правами и обязанностями граждан Дар-уль-Ислам, так как они не переселились и остались жить, как другие арабы, несмотря на то, что мусульмане обязаны помочь им, если они попросят об этом ради защиты религии. Таким образом, необходимо разделять исламское покровительство и покровительства Дар-уль-Ислам, и нельзя смешивать одно понятие с другим.

Договор о защите.

В завершении этой статьи мы упомянем определение того, кто является зиммием, т.е. находящегося под защитой Дар-уль-Ислам, так как из этого договора можно определить, в каком виде, и в какой форме строятся отношения между представителями других религий с Исламским государством. «Зиммий», в переводе с арабского языка, означает договор, безопасность, попечительство и защита. Граждане-зиммии – это люди, имеющие договор. В шариатской терминологии зиммий, как пишет имам Газалий: «Это всякий обладатель Писания и ему подобный, который находится в здравом уме, является совершеннолетним, свободным, мужчиной, способен вести сражение и выплачивать подушный налог «джизья». Исламский ученый аль-Бухути аль-Ханбали пишет, что зиммий – это безбожник, пребывающий в своем неверии с условием выплаты подушного налога «джизья» и соблюдением исламских законов, как государственного закона.

Договор о защите, т.е. «аз-зиммату», является постоянным договором, обеспечивающим безопасность жизни и имущества немусульманина, проживающего в Дар-уль-Ислам. Поэтому подушный налог начали называть «джизьей» от слова «маджаза», из-за того, что мы не трогаем их. Но есть версия, что «джизья» преобразована от слова «аль-джазаа» (наказание). Всевышний Аллах говорит:

وَاتَّقُواْ يَوْماً لاَّ تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئاً 

«И бойтесь дня, когда душа ничем не возместит за другую душу» (2:48)

Шейх Мухаммад Махдий аль-Асфий говорит о «джизье» так: «Термин «джизья» взят от слова «джаза» (воздаяние), в арабском языке, а в терминологии это означает имущество, налагаемое на людей Писания взамен на их пребывание в своем неверии, или взамен на предоставленную им безопасность и другие права, которые обеспечиваются им со стороны Исламского государства. Данный смысл следует с первого значения слова». Подтверждением тому служат те риваяты, которые приводятся в книге судьи Абу Юсуфа «аль-Харадж». Он передает, что Посланник Аллаха ﷺ, назначив Абдуллаха Ибн Аркъам валием, ответственным за сбор подушного налога с обладателей Писания, позвал его к себе и сказал: «Кто поступит несправедливо с союзником или возложит на него то, что ему не под силу, или не по праву отнимет у него что-либо, то я буду его противником в День Воскрешения».

Такое положение отличается от положения «ахль-уль-худна» (люди мирного договора). Так как в этом случае, был заключен договор с мусульманами о пребывании на территории Халифата, не зависимо был ли это имущественный договор или договор на пребывание человека, и в этом случае законы, действующие при «акд-уз-зимма» (договоренность о гражданстве), не распространяются на них. От них только требуются не воевать с мусульманами и их называют «ахл-уль-ахд», (люди соглашения), «ахл-уль-сульх» (люди перемирия) и «ахл-уль-худна» (люди мирного договора).

Что касается «мустаъмина», то это человек, временно находящийся на территории Исламского государства. Такие люди делятся на четыре категории: послы; коммерсанты; наемные работники в целях донесения им Ислама и Корана; те, кто желает посетить, навестить и т.д. Их нельзя изгонять, убивать и собирать с них подушный налог «джизья». Наемные работники являются свободными в том, чтобы принять Ислам или вернуться в свою страну. И до тех пор, пока они не вернутся в свою страну, они находятся под защитой, а после возвращения домой, они вновь становятся вражеской стороной. Смотри книгу Ибн Кайма «Ахкам ахль-уз-зимма», том 2, стр. 475-476.

Условиями для заключения договора, чтобы стать зиммием, являются пять вещей: заключающий, заключаемый; место; имущество; форма заключения договора. Условием формы заключения договора является тоже, что и при купле-продаже. Форма предложения должна выражать следующий смысл: «Одобрил вашу кандидатуру», или «Разрешил вам заселяться в нашей стране взамен на то, что вы будете выплачивать подушный налог «джизья» и подчиняться нашему правлению». Форма принятия должна выражать следующий смысл: «Мы согласились и удовлетворились». Условием лица, заключающего договор, является то, чтобы он был имамом, или его заместителем, имеющим право самостоятельно заключать договор.

Эти условия договариваемых сторон отметил в своей книге «аль-Ахкам ас-Султания» имам аль-Маварди, написавший: «При заключении договора «джизья» существует два вида условий. Первый вид условий является обязательный, второй же – рекомендуемый. Обязательными условиями являются:

1. Не упоминать Книгу Аллаха с руганью и искажением смысла.

2. Не обвинять Посланника Аллаха ﷺ в измышлении или клевете.

3. Не упоминать религию Аллаха с порицанием или бранью.

4. Не вступать с мусульманкой в интимные отношения или брак.

5. Не совращать мусульманина от Ислама и не покушаться на его собственность.

6. Не помогать жителям вражеских территорий и не сотрудничать с их богатыми лицами.

Это и есть обязанности, которые они должны соблюдать без всяких предварительных условий. Напротив, необходимо требовать от них утверждения этого в целях напоминания их договоренности. В случае невыполнения хотя бы одного из пунктов, после их принятия, является нарушением договора».

Затем аль-Маварди упоминает рекомендуемые условия, относительно одежды, строения жилища и т.д. Они не являются обязательным по причине их «акд-уз-зимма» (договоренность о гражданстве). Поэтому совершение подобных действий не считается нарушением договора. Тем не менее, их привлекают за это к уголовной ответственности и наказывают. Для детального рассмотрения этого вопроса обратитесь к книге «аль-Ахкам-ус-Султания», автор аль-Маварди.

Что касается взаимоотношений с зиммиями в Исламском государстве, то это является общеизвестным. Известный маликийский факих Шахаб-уд-Дин аль-Каррафий в книге «аль-Фурукъ» упоминает: ««Акд-уз-зимма» (договоренность о гражданстве неверных) возлагает на нас соблюдение их прав. Ибо они живут по соседству с нами и под нашей защитой и покровительством, а также под покровительством Аллаха, Его Посланника ﷺ и Ислама. Каждый, кто нарушает их права, хотя бы словом, рассматривается как нарушитель покровительства Аллаха, Его Посланника ﷺ и Ислама».

Такое взаимоотношение явно прослеживается в действиях сподвижников и последователей в отношении немусульман. Известно, что Умар (р.а.) приказал обеспечить содержание одному иудею и его семье из казны мусульман (Байт-уль-Мал). Затем, прочитав слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ 

«Милостыни – только для бедных, нищих» (9:60)

Указал на то, что он является из числа иудейских бедняков. Относительно обязательной выплаты малоимущим, ввиду того, что они являются гражданами Исламского государства, можно привести рассказ об имаме Али (р.а.) и старике. Передается, что однажды имам Али, проходя возле побирающегося нищего старика, спросил: «Кто это?» Ему ответили: «О, амир правоверных! Он ведь христианин», на что Али (р.а.) сказал им: «Вы использовали его, пока он не состарился и не ослаб, а теперь не даете ему жить. Выделите ему необходимое имущество из Байт-уль-мал».

Заключение.

В качестве последних слов хотим упомянуть следующие моменты.

Изменение системы «аз-зимма» и нацменьшинств, в последние дни Османского государства, было первым саженцем расчленения державы на националистические и патриотические государства, а также подмены преданности к Исламу на преданность к нации и родине. Это была первая попытка изменения масштабной исламской мировой связи на узкую национальную и патриотическую связь.

Исламское государство на протяжении своей истории служит идеальным примером мирного сожительства между различными этносами и религиями.

Перевороты, в последние дни Османского государства, происходили по национальным мотивам, нежели по религиозным или конфессиональным мотивам. Причиной тому стал подъем националистических чувств и шовинистической дискриминационной политики, посредством турецких национальных движений, сумевших взять бразды правления в государстве в свои руки. Подъем националистических чувств и сепаратистских настроений напрямую подкреплялись заинтересованными иностранными колонизаторами.

Политическое разделение по этноконфессиональным признакам не имеет связи с исламской принадлежностью. Напротив, это является целенаправленной программой на расчленение исламских стран по этноконфессиональным признакам, без проявления заботы об Исламе, о сохранении исламских убеждений и законов. Другими словами это преобразование исламской принадлежности в национальную и этническую принадлежность. Это то, что в прошлом планировали колонизаторы в Ливане, а сегодня в Ираке.

Подданство Исламского государства не является исламским братством или связью, на основе Ислама. Немусульманин имеет право жить в Исламском государстве, пользуясь гражданскими правами и исполняя гражданские обязанности. Связь на основе Ислама или мусульманская солидарность является идейной связью, объединяющей мусульман во всем мире. Тем не менее, это не означает, что каждый мусульманин имеет гражданские права в Дар-уль-Ислам. Пока мусульманин не переедет в Дар-уль-Ислам он не обладает гражданскими правами Исламского государства.

Законы исламского кодекса относительно зиммия, мустаъмина и муахида разъясняют отношения немусульманина с Исламским государством