بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Ниже мы приведём ряд хадисов, где Посланник Аллаха ﷺ предупреждает горе-учёных, правительственных и официальных учёных... Мы приводим эти хадисы из-за того глупого положения, в которое они сегодня впадают. Но прежде, чем это сделать, начнём со вступления:
Хадисы, которые мы приведём, направлены не только к учёным, но и ко всем мусульманам, чтобы они побереглись поспешно следовать за учёными вслепую, т.к. есть неизменные условия того, за какими из них можно следовать, а за какими — нет. Так, учёные в основе должны сами следовать Шариату, и не дозволено им выходить за его рамки. Применяя это правило, можно легко заметить, что есть учёные, фетвы которых очень далеки от Шариата, что не скрыть от глаз. Есть также и искренние учёные, посвятившие себя Аллаху. Есть такие же исламские группы, работающие над изменением порочной реальности; они сознательны и правдивы, согласно чему и предостерегают от следования за глупцами учёными и их фетвами, раскрывая противоречие их решений (фетв) Шариату. Обычным же мусульманам нужно лишь раскрыть свои сердца и умы для истины, ибо в противном случае они будут объединены с теми учёными в грехе, и не останется у них ничего, что бы извиняло их перед Аллахом.
Изначально эти хадисы не преследуют целью внести раскол между учёными и правителем. Их цель состоит в том, чтобы указать на правильные отношения между этими двумя людьми, когда учёный посвятил себя Аллаху, а правитель отличается праведностью и правит по Исламу. Посланник Аллаха ﷺ по праву назвал учёных доверенными людьми посланников. Всякая вещь на земле просит за них прощения у Аллаха, даже кит на дне морском. Они — наследники пророков, и их статус возвышен. Посланник Аллаха ﷺ сказал о них:
لا يَزَالُ اللَّهُ يَغْرِسُ فِي هَذَا الدِّينِ غَرْسًا يَسْتَعْمِلُهُمْ فِي طَاعَتِهِ إِلَى يَومِ القِيَامَةِ
«Аллах не прекратит сажать саженцы в этой религии, которые Он будет использовать для (их) подчинения Себе до Судного Дня»,т.е. они будут саженцами, которые изберёт Аллах, дабы те стали причиной разъяснения и возвышения слова истины. Посланник Аллаха ﷺ упомянул, что ближе к концу времён их будет немного, сказав:
إنَّ الإِسلَامَ بَدَأَ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ غَرِيبًا كَمَا بَدَأَ فَطُوبَى لِلغُرَبَاءِ، قِيلَ: مَن هُم يَا رَسُولَ اللَّه؟ قَالَ: الذِينَ يُصلِحُونَ إِذَا فَسَدَ النَاسُ
«Ислам начался чуждым и вернётся чуждым, как и начался. Пусть же будет Туба (райское дерево) чуждым!». Его спросили: «Кто они, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Те, кто исправляет, если испортили люди» (или «те, кто, ведёт себя праведно, если люди впали в порок»).
Описывая их, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
طُوبَى لِلغُرَبَاءِ، أَناس صَالِحُونَ فِي أَناس سُوءٍ كَثِيرٍ، مَن يَعصِيهِم أَكثَرُ مِمَّن يُطِيعُهُم
«Туба чуждым! (Это) люди, исправляющие в людях много дурного. Тех, кто их ослушается, будет больше, чем тех, кто им подчиниться».
В общем Аллах Всевышний говорит об их важности в жизни так:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его» (3:187).
Предупреждая об участи, которая постигнет учёных в случае их отказа выполнять свою великую обязанность, Аллах Всевышний говорит:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ ١٥٩
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159).
Но когда правитель является грешником согласно тому, как его описал Аллах Всевышний, когда правитель не правит по тому, что ниспослал Аллах, и становится грешником или притеснителем, или когда правитель достигает степени неверия по этой же причине, или когда все три качества обнаруживаются в нём одном — а нынешние правители стали настолько порочны, что в этих природе мусульмане перестали сомневаться, — то может ли существовать хоть какое-то оправдание учёным сегодня, когда те следуют за такими порочными правителями?
Мы находим среди хадисов Посланника Аллаха ﷺ слова, которые он обратил в адрес глупых учёных, резко предупреждая их о таком содержании. Это связано с опасностью их положения и его дурного влияния на жизнь мусульман. К общим бедам добавилось ещё и то, что люди стали негативно смотреть на них. Мы не хотим, чтобы оборвалась связь между учёными и мусульманами, потому как у учёных, желаем мы того или нет, есть своя роль, положительная или отрицательная. Мы хотим лишь этими предупреждениями, звучащими от Посланника Аллаха ﷺ, потревожить совесть глупых учёных, чтобы они сошли со своих позиций, противоречащих Шариату, чтобы они перестали быть заодно с порочными правителями, перестали руководствоваться их решениями, отчего они сами становятся столь же порочными. Сегодня появились такие учёные, которые встали на сторону правителей и выписали для них фетвы, противоречащие Шариату.
Так, они позволили заключить мир с сионистами, дозволили поддерживать американцев в захвате Ирака, разрешили участвовать в правлении тагута, разрешили участвовать на выборах в законодательный парламент и т.д. Все они, кроме тех, кого помиловал Аллах, отнеслись к Исламу как к неполноценной религии, которая решает лишь часть жизненных проблем человека, умалчивая о многом другом, и не представляет собой полноценное руководство для всей жизни человека. Это было сделано по образу западных принципов жизни в вопросе отделения религии от власти и жизни общества как таковой, откуда на практике, впоследствии, стали применяться только те законы Шариата, которые касаются личности, и не более, т.е. — лишь индивидуальные законы.
Даже революции, в которых имелись большие возможности пойти прямым путём, были растрачены горе-учёными впустую, а некоторые из них внедрились в революции и показали себя вообще как последователи иностранных распоряжений, а не теми, за кем должны были последовать люди и народные массы. Эти шейхи и учёные, используя свои посты, стали добиваться от правителей, а за ними — и от Запада, выгоды для себя, взамен на что они помогли утвердить вокруг порочность, которую нам навязал неверный Запад. Эти учёные стали склонять мусульман принять решения Запада, словно они не противоречат религии, и совместить жизнь мусульманина с тем, что противоречит приказам Аллаха. Шариат требует сегодня от учёных порицать нынешних правителей и не соглашаться с существующей реальностью, которую навязали нам те, кто правит по законам неверия.
С помощью этого предупреждения и угроз мы хотим дать понять этим учёным, чтобы они заняли то место, которым доволен для них Аллах. Умма нуждается в этом, и учёные тоже существуют для этого, а значит, они либо будут в лагере истины, либо будут в лагере лицемерия, от чего мы их и предостерегаем.
От того, кто ознакомится с этими хадисами, требуется донести их до учёных, противопоставить их позицию хадисам Посланника Аллаха ﷺ, повлиять на их иман и пригрозить им наказанием Аллаха за то, какую пагубную позицию они занимают. Другими словами, нужно направиться к этим учёным и призвать их выйти из той ситуации, в которую они ввергли себя и мусульман.
Также требуется распространить эти хадисы посредством социальных сетей и Интернета, наполнить ими свои страницы, в том числе — передать эти хадисы людям лично, чтобы они начали бояться Аллаха, т.к. возможно, что они раскаются в том, что сделали со своей религией, и займут достойную шариатскую позицию.
Этими хадисами нужно взбудоражить любого, у кого есть знания, дабы он стал учёным, посвятившим себя Аллаху, благородство которого исходит из благородства его религии, а не из порочности правителей, которым он эту религию продаёт.
Вывели Абу Дауд и Байхакый от Абу Харайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَمَن أَتَى أَبوَابَ السَلَاطِين اِفتَتَنَ، وَمَا اِزدَادَ عَبدٌ مِن السُلطَانِ دُنُوًا إِلَّا اِزدَادَ مِنَ اللَّهِ بُعدًا
«Кто пришёл к дверям правителя — подвергся фитне. Чем больше раб (т.е. человек) приближается к правителю, тем больше он отдаляется от Аллаха».
Вывел Ибн Ади от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ فِي جَهَنَّمَ وَادِياً تَسْتَعِيذُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعِينَ مَرَّةً، أَعَدَّهُ اللهُ لِلْقُرَّاءِ الْمُرَائِينَ فِي أَعْمَالِهِمْ وَإِنَّ أَبْغَضَ الْخَلْقِ إِلَى اللهِ عَالِمُ السُّلْطَانِ
«В Аду есть долина, от которой сама Геенна просит защиты по семьдесят раз в день. Аллах приготовил это место для чтецов (Корана), которые выставляют свои дела напоказ, а самый ненавистный для Аллаха человек — это придворный учёный».
Вывел Ибн Маджа от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ أبغَضِ القُرَّاء إِلَى اللَّه تَعَالَى الذِينَ يزُورُونَ الأُمَرَاءَ
«Самые ненавистные из чтецов Корана для Аллаха — те, которые навещают правителей».
Вывел Дайлами в «Муснад аль-Фирдаус» от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا رَأَيْتَ الْعَالِمَ يُخَالِطُ السُّلْطَانَ مُخَالَطَةً كَثِيْرَةً فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَصٌّ
«Если вы увидите, как учёный тесно связан (очень часто водится) с правителем, то знайте, что он — вор».
Вывел Ибн Маджа по цепочке от достоверных передатчиков, от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أُنَاسًا مِنْ أُمَّتِي سَيَتَفَقَّهُونَ فِي الدِّينِ، وَيَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ، وَيَقُولُونَ: نَأْتِي الْأُمَرَاءَ فَنُصِيبُ مِنْ دُنْيَاهُمْ وَنَعْتَزِلُهُمْ بِدِينِنَا، وَلَا يَكُونُ ذَلِكَ كَمَا لَا يُجْتَنَى مِنَ الْقَتَادِ إِلَّا الشَّوْكُ ، كَذَلِكَ لَا يُجْتَنَى مِنْ قُرْبِهِمْ إِلَّا الخَطَايَا
«Из моей Уммы будут люди, которые изучат религию, будут читать Коран и (когда их будут спрашивать о том, как они совмещают обучение религией и приближение к правителям, то они станут) говорить: «Мы приходим к правителям, получаем от них мирские блага, но отстраняемся от них нашей религией» (тем, что не соучаствуем в их грехах. Далее Пророк ﷺ сказал). Но такого не будет (т.к. нельзя совместить противоречащие друг другу вещи)! Так же, как от астрагала (растение с колючками) будут только колючки, так и от приближения к ним (к правителям) будут только греховные ошибки».
Вывел Табарани в «Аль-Аусат» по цепочке достоверных передатчиков от Саубана (р.а.), вольноотпущенника Посланника Аллаха ﷺ, что тот сказал: «О Посланник Аллаха! Отношусь ли я к Ахлю ль-Бейт?». Но Пророк ﷺ промолчал. Тогда он спросил его трижды и Посланник Аллаха ﷺ сказал:
نَعَم، مَا لَم تَقُم عَلَى بَاب سدة، أَو تَأتِي أَمِيرًا فَتَسأَلُهُ
«Да, если не будешь стоять у дверей власти или приходить к правителю, чтобы просить его».
Хафиз аль-Манзури в книге «Таргиб уа Тархиб» сказал, что под «дверями власти» имеются в виду двери правителя и т.п.
Вывел Тирмизи, признав хадис достоверным, а также Нисаи, а также Хаким, тоже признав его достоверным, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيَكُونُ بَعْدِي أُمَرَاءٌ فَمَنْ دَخَلَ عَلَيْهِمْ فَصَدَّقَهُمْ بِكَذِبِهمْ وَأَعَانَهُمْ عَلَى ظُلْمِهمْ ، فَلَيْسُ مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُ ، وَلَيْسَ بِوَارِدٍ عَلَيَّ الحَوْض وَمَن لَم يَدخُل عَلَيهِم وَلَمْ يُعِنْهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَ لَمْ يُصَدِّقْهُمْ بِكَذِبِهمْ فَهُوَ مِنِّي وَأَنَا مِنْهُ وَ هو وَارد عَلَيَّ الْحَوْضَ
«После меня будут правители, и тот, кто будет входить к ним и признавать правдой их ложь и помогать им в их несправедливости, то он — не от меня, и я — не от него, и он не будет подведён к водопою (в Судный День). Тот же, кто не будет к ним входить, не будет помогать им в несправедливости и не будет признавать правдой их ложь, то он — от меня, и я — от него, и он будет допущен к водопою».
Вывел Хасан ибн Суфьян в своём «Муснаде», Хаким в своём «Тарихе», Абу Наим, Акили, Дайлами, Рафии в своём «Тарихе» от Анаса ибн Малика (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعُلَمَاءُ أُمَنَاءُ الرُّسُلِ عَلَى عِبَادِ اللَّهِ ، مَا لَمْ يُخَالِطُوا السُّلْطَانَ فَإِذَا خَالَطُوا السُلطَان فَقَد خَانُوا الرُّسُلَ فَاحذَرُوهُم، وَاعتَزَلُوهُم
«Учёные — доверенные люди посланников над рабами Аллаха до тех пор, пока не станут водиться с правителем. Если они водятся с правителем, то предали посланников. Предупредите их и отстранитесь от них!».
Вывели Хаким в своём «Тарихе» и Дайлами от Муаза ибн Джебаля (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْ عَالِمٍ أَتَى صَاحِبَ سُلْطَانٍ طَوْعًا إِلا كَانَ شَرِيكُهُ فِي كُلِّ لَوْنٍ يُعَذَّبِ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ
«Если учёный будет идти к обладателю власти, охотно подчиняясь ему, то разделит с ним все виды наказаний в огне Ада».
Вывел Абу Шейх в книге «Саваб» от Муаза ибн Джебаля (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا قَرَأَ الرَجُلُ القُرآنَ وَتَفَقَهُ فِي الدِّينِ، ثُمَّ أَتَى بَابَ السُطَانِ؛ تَمَلُّقًا إِلَيهِ، وَطمعًا لِمَا فِي يَدِهِ، خَاضَ بِقَدرِ خطاه فِي نَار جَهَنَّم
«Если мужчина (человек) читал Коран и изучил его в религии, после чего отправился к правителю, чтобы льстиво заискивать перед ним, испытывая жажду получить (подачку) с его руки, то уйдёт (словно в брод) в огонь Ада согласно величине своей грешной ошибки».
Вывел Дайлами от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَكُونُ فِي آخِرِ الزَّمَانِ عُلَمَاءُ يُرَغِّبُونَ النَّاسَ فِي الآخِرَةِ وَلا يَرْغَبُونَ , وَيُزَهِّدُونَ النَّاسَ فِي الدُّنْيَا وَلا يَزْهَدُونَ وَيَنْهَوْنَ عَنْ غَشَيَانِ الأُمَرَاءِ وَلا يَنْتَهُونَ
«В конце времени будут учёные, которые будут возбуждать в людях желание к Последней жизни (ахира), но сами не будут её желать, будут призывать людей к аскетизму в этом мире, но сами не будут аскетами, будут запрещать навещать правителей, но сами не перестанут этого делать».
Вывел Дайлами от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الأُمَرَاءَ إِذَا خَالَطُوا الْعُلَمَاءَ ، وَيَمْقُتُ الْعُلَمَاءَ إِذَا خَالَطُوا الأُمَرَاءَ ؛ لأَنَّ الْعُلَمَاءَ إِذَا خَالَطُوا الأُمَرَاءَ رَغِبُوا فِي الدُّنْيَا ، وَ الأُمَرَاءُ إِذَا خَالَطُوا الْعُلَمَاء رَغِبُوا فِي الآخِرَةِ
«Аллах любит правителей, которые водятся с учёными, и ненавидит учёных, которые водятся с правителями, потому как если учёные будут водиться с правителями, то станут желать этого мира, а если правители станут водиться с учёными, то будут желать Последней жизни».
Вывел Абу Амр ад-Дани в книге «Фитан» от Хасана, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا تَزَالُ هَذِهِ الأُمَّةُ تَحْتَ يَدِ اللَّهِ وَ كَنَفِهِ مَا لَمْ يمارِ قُرَّاؤُهَا أُمَرَاءَهَا
«Эта Умма не прекратит быть под опекой Аллаха, пока её чтецы (Корана) не станут ходить (туда-сюда) к её правителям».
Вывел Хаким Тирмизи в «Навадир Усуль» от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), который сказал: «Пришёл Посланник Аллаха ﷺ, и я увидел печаль на его лице. Он взялся за свою бороду и сказал:
إِِنَّا لِلَّهِ وَإِنّا إِلَيهِ رَاجِعُونَ، أَتَانِي جِبرِيلُ آنِفًا، فَقالَ لِي: إِنَّ أُمَّتَكَ مُفتَتِنَةٌ بَعدَكَ بِقَلِيلٍ مِن الدَهرِ، غَيرٍ كَثِيرٍ، قُلتُ: وَمِن أَينَ ذَلِكَ؟!، قال: مِن قِبَل قُرَّائِهِم وَأُمَرَائِهِم، يَمنَعُ الأُمَرَاءُ النَّاسَ حُقُوقَهُم، فَلَا يُعطَونَهَا، وَتَتبَعُ القُرَّاءُ أَهوَاَء الأُمَرَاءِ، قُلتُ: يَا جِبرِيل، فَبِمَ يَسلَمُ مَن يَسلَمُ مِنهُم؟ قال: بِالكَفِّ وَالصَّبرِ، إِن أُعطُوا الذِي لَهُم أَخَذُوهُ، وَإِن مُنِعُوهُ تَرَكُوهُ
«Поистине, мы — от Аллаха, и к Нему наше прибытие! Пришёл ко мне Джибриль недавно и сказал: «Твоя Умма подвергнется фитне через короткое время после тебя». Я спросил: «Отчего это произойдёт?». Он сказал: «От её чтецов и правителей. Правители будут запрещать людям их права и не будут их отдавать, а чтецы последуют пристрастиям правителей». Я спросил: «О Джибриль! Чем может спастись от них тот, кто спасётся?». Он ответил: «Сдержанностью и терпением. Если они дадут причитающееся им, то пусть берут, а если запретят, то пусть оставят».
Вывел Хаким от Абдуллаха ибн Хариса (р.а.), что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:
سَيَكُونُ بَعْدِي سَلاطِينُ الْفِتَنِ عَلَى أَبْوَابِهِمْ كَمَبَارِكِ الإِبِلِ لا يُعْطُونَ أَحَدًا شَيْئًا، إِلا أَخَذُوا مِنْ دِينِهِ مِثْلَهُ
«После меня будут правители, у врат которых будет смута, подобная месту, на котором верблюдов заставляют вставать на колени. Они никому ничего не дадут, не забрав из его религии столько же».
Вывел Дайлами от Абу Аура Салями (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِيَّاكُم، وَأَبوَاب السُلطَان
«Не (не обивайте порог) дверей правителя!».
Вывел Хасан от Суфьяна в «Муснаде» и Дайлами от Ибн Умара (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اِتَّقُوا أَبوَابَ السُلطَانِ وََحوَاشِيها، فَإِنَّ أَقربَ النَاسِ مِنهَا أَبعَدَهُم مِنَ اللهِ، وَمَن آثرَ سُلطَانًا عَلَى اللهِ، جَعَلَ الفِتنَةَ فِي قَلبِهِ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً، وَأَذهَبَ عَنهُ الورَعَ وَتَرَكَهُ حَيرَانَ
«Бойтесь дверей правителя и грехов у (этих дверей). Самые близкие люди к этим дверям — самые далёкие от Аллаха. Тот, кто предпочёл влияние правителя Аллаху, в сердце того Аллах создаст смуту явную и скрытую, лишит его богобоязненности и бросит его растерянным».
Вывел Ибн Асакир от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيَكُونُ قَومٌ بَعدِي مِن أُمَّتِي، يَقرَؤُونَ القُرآنَ، وَيَتَفَقَّهُونَ فِي الدِينِ، يَأتِيهم الشَيطَانُ، فَيَقُولُ: لَو أَتَيتُم السُلطَانَ، فَأَصلَحَ مِن دُنيَاكُم، وَاعتَزَلُوهُم بِدِينِكُم! وَلَا يَكُونُ ذَلِكَ، كَمَا لَا يَجتَنى مِن القَتَادِ إِلَّا الشُوك، كَذَلِكَ لَا يَجتَنى مِن قُربِهِم إِلَّا الخَطَايَا
«После меня будут люди из моей Уммы, которые станут читать Коран и изучат религию, и к ним придёт Шайтан и скажет: «О если бы вы пошли к правителю! Он бы улучшил ваше мирское положение!». Отдалитесь от них (от таких учёных) вашей религией! Этого не будет (улучшения положения); как от астрагала не будет ничего, кроме колючек, так же и от близости с ними (с правителями) не будет ничего, кроме грешных ошибок!».
Вывел Дайлами от Анаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن تَقَرَّبَ مِن ذِي سُلطَان ذِرَاعًا، تَبَاعَدَ اللهُ مِنهُ بَاعًا
«Кто приблизился к обладателю власти на локоть, от того Аллах отдалился на маховый сажень (расстояние между пальцами вытянутых в противоположные стороны рук)».
Вывел Дайлами от Абу Дарда (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن مَشَى إِلَى سُلطَان جَائِر طُوعًا، من ذات نَفسِهِ، تَملقًا إِلَيهِ بِلِقَائِهِ، وَالسلام عَلَيهِ، خَاضَ نَار جَهَنَّم بِقَدر خَطَاه، إِلَى أَن يَرجِعَ من عِندِهِ إِلَى مَنزِلِهِ، فَإِن مَالَ إِلَى هَوَاهِ، أَو شَدَّ عَلَى عضدِهِ لَم يحلل بِهِ مِنَ اللهِ لَعنَة إِلَّا كَان عَلَيهِ مثلها، وَلَم يعذب فِي النَارِ بِنَوع مِن العَذَابِ، إِلَّا عَذب بِمثلهِ
«Кто послушно пошёл к несправедливому правителю [...] заискивая перед ним ради близости и безопасности для себя, тот вошёл (словно в брод) в огонь Ада согласно величию своей грешной ошибки. (Так будет продолжаться) пока он не выйдет от него до своего дома. И если он подпитал его (правителя) пристрастия или усилил ему помощь в том, что не разрешал Аллах, то получит такое же проклятие и будет получать те же виды наказания в огне, что и он».
Вывел Абу Шейх от Ибн Умара (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن قَرَأَ القُرآنَ، وَتَفَقَّهُ فِي الدِينِ، ثُمَّ أَتَى صَاحِب سُلطَان طمعًا لِمَا فِي يَدَيهِ، طبع اللهُ عَلَى قَلبِهِ، وَعذِّبَ كُل يَوم بِلَونَينِ مِنَ العَذَابِ، لَم يُعَذَّب بِهِ قَبلَ ذَلِكَ
«Кто читал Коран и обучился ему в религии, а потом пошёл к обладателю власти в жажде получить (подачку) из его рук, сердце того Аллах запечатает и будет наказывать его каждый день такими оттенками наказаний, которыми ещё не наказывал ранее».
Вывел Хаким в своём «Тарихе» от Муаза (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن قَرَأَ القُرآن وَتَفقَّهُ فِي الدِينِ ثُمَّ أَتَى صَاحِب سُلطَان طمعًا لِمَا فِي يَدَيهِ خَاضَ بِقَدر خَطَاه فِي نَار جَهَنَّم
«Кто читал Коран и обучился ему в религии, а потом пошёл к обладателю власти в жажде получить (подачку) из его рук, тот войдёт (словно в брод) в огонь Ада согласно размеру своей грешной ошибки».
Вывел Дайлами от Али (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِيَّاكم وَمَجَالِسَة السُلطَان، فَإِنَّه ذَهاب الدِين، وَإِيَّاكُم وَمَعُونَته فَإِنَّكُم لَا تحمدون أَمره
«Не сидите вместе с обладателем власти! От этого уходит религия. Не стремитесь к его помощи (подачкам), потому что вы не одобряете его приказ!».
Вывели Ибн Абу Шейба и Табарани от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّهَا سَتَكُونُ أُمَرَاءُ تعرِفُونَ وَتنكِرُونَ، فَمَن نَاوأهُم نَجَا، وَمَن اِعتَزَلَهُم سَلِمَ، أَو كَادَ، وَمَن خَالَطَهُم هلكَ
«Будут после меня правители, которым вы станете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Кто препятствовал им в дурном — преуспел, а кто отстранился от них — защитил себя или был близок к этому. Но кто стал водиться с ними — погиб».
В книге «Фирдаус» приводится хадис от Али (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَفضَلُ التَابِعِين مِن أُمَّتِي مَن لَا يَقرَبُ أَبوَاب السَلَاطِين
«Лучшие из табиинов (или последователей в общем) моей Уммы — те, кто не приближается к дверям правителей».
Вывел Ибн Асакир от Абу Умамы аль-Бахили, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَبعَدُ الخَلقِ مِن اللهِ، رَجُلٌ يُجَالِسُ الأُمَرَاء، فَمَا قَالُوا مِن جُور صَدقَهُم عَلَيهِ
«Самое далёкое от Аллаха создание — мужчина, который сидит с правителями, и что бы те произвольно ни сказали, он всё это признаёт правдой».
Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
إِنَّ أَخوفُ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي كُل مُنَافِق عَلِيم اللِسَان
«Больше всего для своей Уммы я боюсь всякого лицемера, обученного речи».
Приводится у Бухари хадис от Абу Саида и Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا بَعَثَ اللهُ مِنْ نَبِيٍّ، ولا استَخْلَفَ مِن خَليفةٍ، إلا كانَتْ لَهُ بِطَانَتانِ؛ بِطَانَةٌ تَأْمُرُهُ بِالمعْرُوفِ، وَتَحُضُّهُ عليه، وَبِطَانَةٌ تَأْمُرُهُ بِالشَّرِّ، وَتَحُضُّهُ عليه، والمَعْصُوم مَنْ عَصمَ اللهُ
«Аллах не посылал пророка и не устанавливал наместника, у которых бы не было два вида окружения: первые приказывают одобряемое и побуждают его к нему, вторые приказывают зло и побуждают его к нему. А невиноватым является тот, кого Аллах защитил от греха».