بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Приведём достоверные хадисы о посте в месяц Рамадан:
Приводится от Абдуллаха ибн Умара: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
بُنِيَ اْلإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُوْلُ اللهِ وَإِقَامُ الصَّلاَةِ وَإِيْتَاءُ الزَّكَاةِ وَحَجُّ الْبَيْتِ وَصَوْمُ رَمَضَانَ
«Ислам основывается на пяти столпах:
1. свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха,
2. выстаивании намазов,
3. выплате закята,
4. совершении хаджа,
5. соблюдении поста в месяц Рамадан» (Бухари, Муслим).
Передаёт Абдуллах ибн Умар от Пророка ﷺ:
لَا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوْا الْهِلَالَ وَلَا تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوْهُ فَإِنْ أُغْمِيَ عَلَيْكُمْ فَاقْدِرُوا لَهُ
«Не поститесь до тех пор, пока не увидите новый месяц, и не прерывайте пост, пока не увидите его. Если же он будет скрыт от вас, то рассчитывайте его» (Бухари, Муслим).
Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ
«Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а шайтаны заковываются в оковы» (Муслим).
Передаётся от Абу Хурайры: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
إِذَا كَانَ أَوَّلُ لَيْلَةٍ مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ صُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ وَمَرَدَةُ الْجِنِّ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ فَلَمْ يُفْتَحْ مِنْهَا بَابٌ وَفُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ فَلَمْ يُغْلَقْ مِنْهَا بَابٌ وَيُنَادِى مُنَادٍ يَا بَاغِىَ الْخَيْرِ أَقْبِلْ وَيَا بَاغِىَ الشَّرِّ أَقْصِرْ وَلِلَّهِ عُتَقَاءُ مِنَ النَّارِ وَذَلِكَ كُلَّ لَيْلَةٍ
«Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны и очень злые джинны заковываются в оковы, закрываются все врата Ада. Однако открываются врата Рая, и ни одни из них не закрываются, при этом глашатай возглашает: «О тот, кто стремится к благу, начинай творить благое! О тот, кто стремится ко злу — остановись!». В этот месяц Аллах освободит некоторых людей от наказания в Огне, и это освобождение будет происходить каждую ночь Рамадана» (ат-Тирмизи).
Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصَّلَوَاتُ الخَمْسُ وَالجُمُعَةُ إِلَى الجُمُعَةِ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفِّراتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتُنِبَتِ الكَبَائِرُ
«Совершение пяти ежедневных намазов, участие в пятничном намазе после предыдущего, соблюдение поста в Рамадане после предыдущего искупает малые грехи, совершённые между ними, если только избегалось совершение больших грехов» (Бухари, Муслим).
Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ وَمَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи. И тому, кто проведёт в молитве ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Бухари, Муслим).
Приводится от Аиши, что однажды ночью в месяц Рамадан Посланник Аллаха ﷺ вместе с людьми совершил намаз. На следующий день он ﷺ также совершил намаз, и людей уже было больше. Однако в третью или четвёртую ночь, когда люди собрались, он ﷺ не вышел к ним, а утром сказал:
قَدْ رَأَيْتُ الَّذِي صَنَعْتُمْ وَلَمْ يَمْنَعْنِي مِنَ الْخُرُوجِ إِلَيْكُمْ إِلَّا أَنِّي خَشِيتُ أَنْ تُفْرَضَ عَلَيْكُمْ وَذَلِكَ فِي رَمَضَانَ
«Я видел то, что вы сделали. Я не вышел к вам только из опасения, что этот намаз станет для вас обязательным», — и это было в Рамадан» (Бухари, Муслим).
Приводится от Сахля ибн Саъда ас-Саидий: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
إِنَّ فِي الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لَا يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ يُقَالُ أَيْنَ الصَّائِمُونَ فَيَقُومُونَ لَا يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ
«Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййян», через которые в Судный день будут входить постящиеся, и никто кроме них (не войдёт через них). Будет сказано: «Где соблюдавшие пост?». И они начнут входить через врата; когда же войдёт последний из них, врата закроются, и больше никто через них не войдёт» (Муслим).
Приводится от Ибн Аббаса:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَجْوَدَ النَّاسِ وَكَانَ أَجْوَدُ مَا يَكُونُ فِى رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ وَكَانَ يَلْقَاهُ فِى كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ فَلَرَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَجْوَدُ بِالْخَيْرِ مِنَ الرِّيحِ الْمُرْسَلَةِ
«Посланник Аллаха ﷺ был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость он проявлял в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану. Когда Посланник Аллаха ﷺ встречался с Джибрилем, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер» (Бухари, Муслим).
Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلَّا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ وَالصِّيَامُ جُنَّةٌ فَإِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ فَلَا يَرْفُثْ وَلَا يَصْخَبْ فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ فَلْيَقُلْ إِنِّي صَائِمٌ وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама делается им для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него». (Далее говорит Посланник Аллаха ﷺ): «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос. А если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть он скажет такому: «Поистине, я соблюдаю пост!». Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса» (Бухари, Муслим).
Приводится от Анаса ибн Малика: «Сказал Пророк ﷺ:
تَسَحَّرُوا فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً
«Совершайте сухур! Поистине, в сухуре баракят (благодать)» (Бухари, Муслим).
Приводится от Абдуллаха ибн Амра:
اَلصِّيَامُ وَالْقُرْآنُ يَشْفَعَانِ لِلْعَبْدِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَقُولُ الصِّيَامُ أَيْ رَبِّ مَنَعْتُهُ الطَّعَامَ وَالشَّهَوَاتِ بِالنَّهَارِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ وَيَقُولُ الْقُرْآنُ مَنَعْتُهُ النَّوْمَ بِاللَّيْلِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ قَالَ فَيُشَفَّعَانِ
«Пост и Коран в Судный день будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой Господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой Господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность заступиться за него!». И тогда они оба заступятся за этого раба» (Ахмад).
Приводится от Аиши:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا دَخَلَ الْعَشْرُ أَحْيَا اللَّيْلَ وَأَيْقَظَ أَهْلَهُ وَجَدَّ وَشَدَّ الْمِئْزَرَ
«Когда наступали последние десять дней Рамадана, Посланник Аллаха ﷺ проводил ночи в намазах, будил членов своей семьи, проявлял особое усердие в поклонении и потуже завязывал свой изар» (Бухари, Муслим).
Приводится от Ибн Аббаса: «В ночь Предопределения Пророк ﷺ сказал следующее:
اِلْتَمِسُوها في العَشْرِ الْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضانَ
«Ожидайте её в последние десять ночей Рамадана» (Бухари, Муслим).
Приводится от Аиши: «Я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении ночи Предопределения, что мне следует говорить?». На что он ответил: «Скажи:
اَللَّهُمَّ إنَّكَ عَفُوٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
«О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Как Аллах упомянул о достоинствах таких мест, как Мекка и мечеть аль-Харам в Мекке, и других мест, так же Он упомянул и о превосходстве Рамадана над другими месяцами:
شَهۡرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِيٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلۡقُرۡءَانُ هُدٗى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَٰتٖ مِّنَ ٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡفُرۡقَانِۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ يُرِيدُ ٱللَّهُ بِكُمُ ٱلۡيُسۡرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلۡعُسۡرَ وَلِتُكۡمِلُواْ ٱلۡعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ ١٨٥
«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (2:185).
В этот месяц в ночь Предопределения был ниспослан Коран — в ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. Аллах сделал Рамадан месяцем обязательного поста, сделал его четвёртым столпом Ислама. Сказал Аллах:
حمٓ ١ وَٱلۡكِتَٰبِ ٱلۡمُبِينِ ٢ إِنَّآ أَنزَلۡنَٰهُ فِي لَيۡلَةٖ مُّبَٰرَكَةٍۚ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ ٣ فِيهَا يُفۡرَقُ كُلُّ أَمۡرٍ حَكِيمٍ ٤
«Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела» (44:1–4).
В этот месяц открываются все врата Рая, закрываются врата Ада, сажаются на цепь шайтаны. В этот месяц Аллах прощает прегрешения рабов своих, если они постились и выстаивали намазы с верой и надеждой. В Судный день через врата «Ар-Раййян» войдут только постящиеся, в этот же день пост и Коран будут заступниками за постящихся и читающих Коран в этот месяц и тех, кто увеличил количество совершённых намазов в мечети. В этот месяц верующий стремится совершать побольше дуа (мольбы) и благих дел, оказывать помощь нуждающимся. В этот месяц верующий совершает дуа (мольбу) наилучшим образом, отдаляется от ссор и сквернословия, не поступает так, как поступают невежды.
Одними из милостей в этот месяц являются:
дозволенность не поститься больным, беременным, кормящим грудью женщинам, путникам,
кто поел по забывчивости, пост того не нарушается,
те же, кто из-за старости и непрекращающейся болезни не может поститься, выплачивают фидью взамен соблюдения поста.
Под фидьей подразумевается кормление одного бедняка каждый день в месяц Рамадан. Сказал Аллах:
أَيَّامٗا مَّعۡدُودَٰتٖۚ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۚ وَعَلَى ٱلَّذِينَ يُطِيقُونَهُۥ فِدۡيَةٞ طَعَامُ مِسۡكِينٖ
«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (2:184).
В этот месяц Аллах:
наделил баракятом (благодатью) время сухура, чего нет в других Божественных религиях, ведь в это время Аллах и Его ангелы благословляют принимающих сухур,
даровал в последние десять дней иътикаф (пребывание в мечети),
обособил награду за Рамадан,
установил намаз таравих, засчитав его ночным намазом,
установил выплату садака аль-фитр, которая позволяет бедным мусульманам насладиться праздником аль-Фитр так же, как это делают другие,
открыл двери набожности, покаяния, прощения, милости, спасения от Огня,
удостоил постящегося двумя наградами: разговеньем и встречей со своим Господом в Последующей жизни,
как и в остальные месяцы, пожелал для Своих рабов всего лучшего, однако именно этот месяц является ключом к благому.
Вот таков статус и возможности Рамадана, следовательно, мусульмане воспринимают его как милость от Всевышнего. В этот месяц они просят Аллаха очистить их от грехов, желают обновить договор с Ним, чтобы начать жизнь после Рамадана с чистого листа, в статусе покорного и праведного раба. Они просят Его сделать и остальные дни похожими на дни Рамадана. Поэтому мусульманин должен:
приложить все усилия в этот месяц, чтобы выйти из него очистившимся от грехов,
заложить основу своего будущего в Последующей жизни,
стать тем, кто увеличил своё поклонение в этот месяц, т.к. награда в нём отличается от других месяцев.
Аллах сделал набожность результатом месяца Рамадан, поэтому мусульманин должен наилучшим образом воспользоваться этим месяцем, чтобы не потратить его время впустую. Для этого:
необходимо совершать таравих, чтобы считалось, что он совершал намаз с верой и надеждой, и тогда, с дозволения Аллаха, простятся малые грехи — в этом и заключается великая награда,
мы должны держать пост ради лика Всевышнего, с верой и надеждой на Его награду,
стремиться сделать ифтар (разговенье) для своих постящихся братьев, ведь награда за ифтар (разговение) равносильна держанию поста,
прошение о прощении грехов и чтение Корана хоть и являются требуемыми вещами в обычные дни, но в Рамадан они особенно требуется.
В этом нам поможет распределение времени, например:
время после утреннего намаза фаджр можно определить для чтения Корана, а время до окончания сухура использовать для ночной молитвы, даже если осталось совсем немного, а также во время сухура можно увеличить просьбу о прощении грехов:
وَبِٱلۡأَسۡحَارِ هُمۡ يَسۡتَغۡفِرُونَ
«а перед рассветом они молили о прощении» (51:18).
после намаза Аср начать ходить на уроки и т.д.
Всё это зависит от желания человека.
Мы должны увеличить деятельность на пути «приказывать одобряемое и запрещать порицаемое», особенно когда мусульмане посещают мечеть, стремятся к добру, а их сердца раскрыты. Именно в такой момент возникает прекрасная возможность познакомиться с ними, призвать к претворению Ислама, призвать их к деятельности по установлению Халифата, призвать их обновить веру и соблюдение предписанного, как и напомнить им, что у Аллаха — двенадцать месяцев, а не только Рамадан. При этом нас должен стимулировать хадис Пророка ﷺ:
لَأَنْ يَهْدِيَ اللَّهُ بِكَ رَجُلًا وَاحِدًا خَيْرٌ لَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا
«Если Аллах направит посредством тебя по истине одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нём» (аль-Ираки).
Также в Рамадан мы должны проявить щедрость к бедным в меру своих возможностей. Бедные — это те, кто ничего не имеет, но при этом не попрошайничает. Ведь есть люди, кто не говорит о своём бедном положении, но при этом нуждается в помощи, нуждается в тех, кто постучит им в дверь и окажет её. Необходимо увеличить праведность по отношению к своим родителям, укрепить родственные связи, отдалиться от телевизионных ток-шоу и других пустых занятий, начать посещать или просматривать шариатские уроки и программы.
У каждого из нас может случиться так, что он не сможет проявить щедрость к другому из-за нехватки средств, или недостаточности времени из-за сложной работы, или же, напротив, может иметь много времени, поэтому мы должны совершать столько благого, сколько сможем.
О верующий, обязуй себя ради Аллаха:
прочесть Коран полностью в месяц Рамадан, размышляя над его аятами,
увеличить намазы,
просить о прощении грехов,
совершать дуа (мольбу) и поминать Аллаха (зикры).
В одном из аятов Аллах приказал совершать намаз:
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ
«Совершайте намаз» (2:43).
Здесь имеется в виду как совершать намазы должным образом в действиях, так и иметь правильный внутренний настрой. То есть выполнять все условия и предписанные вещи в намазах должным образом, а в душе иметь благоговение и искренность. Ведь благоговение (аль-хушуъ) является духом намаза.
Мусульманин должен продолжить совершать после Рамадана то, что он совершал в нём:
вставать на намаз Фаджр,
читать Коран,
совершать дополнительные поклонения,
участвовать на коллективных намазах в мечетях,
делать дуа (мольбы),
поминать Аллаха (зикры),
приказывать одобряемое и запрещать порицаемое,
отдалиться от прожигания времени впустую,
просмотра бесполезных фильмов и сериалов,
занять свой разум прочтением религиозных книг и просмотром религиозных программ,
наилучшим образом взаимодействовать с другими,
потуплять взоры при виде запретного,
давать садака,
проявлять щедрость в отношении бедных,
не приближаться к мерзости,
не спорить с другими,
не отвечать на оскорбление таким же образом и т.д.
О Аллах, даруй нам Рамадан, подготовь нас к нему и сделай его свидетелем в нашу пользу, а не против нас.