بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Сообщается, что Алкама сказал:
قُلْتُ لِعَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْتَصُّ مِنْ الْأَيَّامِ شَيْئًا؟ قَالَتْ لَا، كَانَ عَمَلُهُ دِيمَةً وَأَيُّكُمْ يُطِيقُ مَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُطِيقُ؟
«Однажды я спросил Аишу (р.а.): «Выделял ли Посланник Аллаха ﷺ какой-нибудь день (для определённого поклонения)?». Она сказала: «Нет, его дела отличались постоянством, а кто из вас сумеет выдержать то, что выдерживал Посланник Аллаха ﷺ?» (Бухари, Муслим).
Сообщается, что Масрук сказал:
سَأَلْتُ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَيُّ الْعَمَلِ كَانَ أَحَبَّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَتْ الدَّائِمُ
«Однажды я спросил Аишу (р.а.): «Какие (дела поклонения) Пророк ﷺ любил больше всего?». Она сказала: «(Те, которые совершались) постоянно» (Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала:
سُئِلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيُّ الْأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ
«Однажды Пророка ﷺ спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», — и он сказал: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало» (Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша сказала:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا عَمِلَ عَمَلًا أَثْبَتَهُ وَكَانَ إِذَا نَامَ مِنْ اللَّيْلِ أَوْ مَرِضَ صَلَّى مِنْ النَّهَارِ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً
«Если Пророк ﷺ совершал действие, то делал это постоянно. Если он спал ночью или болел, то совершал молитву в двенадцать ракятов днём» (Муслим).
Посланник Аллаха ﷺ любил постоянство в делах, которые приближают к Аллаху.
Сообщается от Аиши (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ ثَابَرَ عَلَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً مِنْ السُّنَّةِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ
«Кто будет постоянно прилежно совершать двенадцать ракятов сунны, тому Аллах воздвигнет дом в Раю» (ат-Тирмизи).
Сообщается от супруги Пророка ﷺ Умм Хабибы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ حَافَظَ عَلَى أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ قَبْلَ الظُّهْرِ وَأَرْبَعٍ بَعْدَهَا حَرَّمَهُ اللَّهُ عَلَى النَّارِ
«Кто регулярно совершал четыре ракята до полуденного намаза и четыре ракята после него, того Всевышний Аллах защитит от Ада» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Сообщается от Абдуллаха ибн Амра (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَلَّتَانِ لَا يُحْصِيهِمَا رَجُلٌ مُسْلِمٌ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ أَلَا وَهُمَا يَسِيرٌ وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ يُسَبِّحُ اللَّهَ فِي دُبُرِ كُلِّ صَلَاةٍ عَشْرًا وَيَحْمَدُهُ عَشْرًا وَيُكَبِّرُهُ عَشْرًا قَالَ فَتِلْكَ خَمْسُونَ وَمِائَةٌ بِاللِّسَانِ وَأَلْفٌ وَخَمْسُ مِائَةٍ فِي الْمِيزَانِ وَإِذَا أَخَذْتَ مَضْجَعَكَ تُسَبِّحُهُ وَتُكَبِّرُهُ وَتَحْمَدُهُ مِائَةً فَتِلْكَ مِائَةٌ بِاللِّسَانِ وَأَلْفٌ فِي الْمِيزَانِ فَأَيُّكُمْ يَعْمَلُ فِي الْيَوْمِ وَاللَّيْلَةِ أَلْفَيْنِ وَخَمْسَ مِائَةِ سَيِّئَةٍ؟ قَالُوا فَكَيْفَ لَا يُحْصِيهَا؟ قَالَ يَأْتِي أَحَدَكُمْ الشَّيْطَانُ وَهُوَ فِي صَلَاتِهِ فَيَقُولُ اذْكُرْ كَذَا اذْكُرْ كَذَا حَتَّى يَنْفَتِلَ فَلَعَلَّهُ لَا يَفْعَلُ وَيَأْتِيهِ وَهُوَ فِي مَضْجَعِهِ فَلَا يَزَالُ يُنَوِّمُهُ حَتَّى يَنَامَ
«Две особенности вводят мусульманина в Рай, если он будет выполнять их. Они легки, но при этом мало кто делает их. Нужно произносить слова «Субхан Аллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» по десять раз после каждой молитвы. Это — сто пятьдесят раз на языке и тысяча пятьсот — на Весах. А когда ляжешь в свою постель, произнеси слова «Субхан Аллах», «Аль-хамду ли-Ллях» и «Аллаху Акбар» сто раз. Это — сто раз на языке и тысяча — на Весах. А кто из вас совершает в день две тысячи пятьсот скверных дел?». Люди спросили: «А как это возможно?». Он ответил: «Приходит к одному из вас шайтан, когда он совершает молитву, и говорит ему: «Вспомни то-то, вспомни то-то», — до тех пор, пока он не закончит молитву, так и не произнеся эти слова. И приходит к нему шайтан, когда он ляжет в постель, и начинает усыплять его до тех пор, пока он не заснёт (так и не произнеся эти слова)» (ат-Тирмизи). В версии Абу Дауда говорится:
خَصْلَتَانِ أَوْ خَلَّتَانِ لَا يُحَافِظُ عَلَيْهِمَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ هُمَا يَسِيرٌ وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ
«Есть две особенности или привычки, соблюдая которые мусульманин войдёт в Рай! Они легки, но при этом мало кто делает это...». Мубаракфури в книге «Тухфат аль-Ахвази» пишет: «Выражение «мало кто делает это» означает «на постоянной основе».
Сообщается от Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк ﷺ сказал:
تَعَاهَدُوا هَذَا الْقُرْآنَ فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَهُوَ أَشَدُّ تَفَلُّتًا مِنَ الْإِبِلِ فِي عُقُلِهَا
«Повторяйте этот Коран неуклонно, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, ускользает он быстрее, чем верблюды, избавившиеся от своих пут» (Муслим).
Сообщается, что Ибн Аббас сказал:
كان النَّبِيُّ ﷺ أَجْوَدَ النَّاسِ وَكَانَ أَجْوَدَ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ إِذْ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ فَكَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذْ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ أَجْوَدَ بِالْخَيْرِ مِنَ الرِّيحِ المــُرْسَلَةِ
«Посланник Аллаха ﷺ был самым щедрым из всех людей, и он был ещё щедрее в месяц Рамадан, когда Джибриль встречался с ним. Джибриль встречался с ним каждую ночь до конца Рамадана, чтобы обучить его Корану (повторить Коран). И когда он встречался с Джибрилем, то был более щедрым, чем сильные неконтролируемые ветра» (Бухари).
В версии Муслима от Аиши сообщается, что Фатима сказала:
أَنَّ جِبْرِيلَ كَانَ يُعَارِضُهُ بِالْقُرْآنِ كُلَّ عَامٍ مَرَّةً وَإِنَّهُ عَارَضَهُ بِهِ فِي الْعَامِ مَرَّتَيْنِ
«Джибриль ежегодно сличал с ним Коран один раз, а в этот год (в год смерти) он сделал это дважды».
Хранение предписаний Аллаха — это великая обязанность в религии и признак приверженности прямому пути. В предписаниях Аллаха не должно быть уступчивости, и мусульманин должен брать их на себя без колебаний. Что касается сунны и хороших поступков, то это относится к желательному (мустахабб).
Мусульманин будет вознаграждён за их выполнение, но не наказан за оставление. Имеется хадис, который побуждает мусульманина занять свободное время именно дополнительными хорошими делами и начать делать хоть что-то из них, поскольку мало-помалу эти дела превращаются в горы. Постоянство же в выполнении этих дел становиться качеством мусульманина так, что он привыкает к ним и ощущает недостаток, когда не выполняет их. Когда душа привыкает к поклонению, она влюбляется в это положение и стремится к довольству Аллаха.
Важно знать, что выполнение многих желательных и одобряемых действий не может происходить за счёт обязательных дел. Аллах обязал мусульманина выполнять фард, а потом сунну. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ الله تَبَارَكَ وَتَعَالَى قَالَ مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بالحَرْبِ وَمَا تَقَرَّبَ إلَيَّ عَبْدِي بِشَيءٍ أَحَبَّ إلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ فَإذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطُشُ بِهَا وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا ولَئِنْ سَأَلَنِي لأُعْطِيَنَّهُ وَلَئِنْ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ وَمَا تَرَدَّدْتُ عَنْ شَيْءٍ أنَا فَاعِلُهُ تَرَدُّدِي عَنْ نَفْسِ الْمُؤْمِنِ يَكْرَهُ الْمَوْتَ وَأنَا أَكْرَهُ مَسَاءَتَهُ
«Поистине, Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (т.е. нафиля), пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла!» (Бухари).
Говоря о постоянстве, мы имеем в виду совершение ночной молитвы, даже если она совершается в течение такого отрезка времени, которое требуется, чтобы подоить верблюдицу или овцу; сюда же можно причислить пост в три белых дня каждого месяца (в середине месяца) или каждый понедельник и четверг; поминание Аллаха; повторение Корана наизусть чтением, обучением или в ночной молитве; совершение молитвы ад-духа; чтение Корана после утренней молитвы до восхода солнца, а затем совершение молитвы шурук; совершение дополнительных молитв после молитвы магриб.
Однако, если мусульманин взялся за выполнение дополнительных дел, он не должен относиться к ним подобно обязательным делам, отчитывая себя за оставление, или выполняя во что бы то ни стало, даже за счёт обязательных дел. Нужно понимать, что это — сунна, и она является степенью ниже, чем фард. Если по каким-либо причинам приходится выбирать между ними, то фард всегда предпочитается сунне. И в таком случае оставление сунны не будет считаться нарушением постоянства. Может быть такое, что мусульманин окажется в вынужденном положении, или в пути, или заболеет и тому подобное. Поэтому он может пропустить выполнение сунны без намерения оставлять её.
Есть сообщения, что Посланник Аллаха ﷺ иногда пропускал дополнительные молитвы. Мусульманин должен брать это в расчёт и понимать, что иногда можно пропустить желательные дела, например, молитву ад-духа, или чтение дополнительных сур после «Фатихи» в последних двух ракятах молитвы зухр и аср и тому подобное.
Лучшее, что может сделать мусульманин по отношению к постоянным дополнительным делам, это начать с малого. Надо начать с чего-то лёгкого, а потом постепенно увеличивать и доводить до совершенства. Затем можно добавить другой вид благого дела. Таким образом, по истечении определённого периода всё своё свободное время мусульманин займёт поминанием Аллаха. И тогда его можно будет назвать поминающим Аллаха.
Следуя такому плану, мусульманин продолжит выполнять все обязательства, не делая в этом упущений, а также остаток времени станет уделять суннам и дополнительным благим делам. Кроме того, такой подход улучшит выполнение фардов, поскольку мусульманин предаст своей вере новую жизнь, а его сердце наполнится успокоением. Всевышний Аллах говорит:
ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَتَطۡمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكۡرِ ٱللَّهِۗ أَلَا بِذِكۡرِ ٱللَّهِ تَطۡمَئِنُّ ٱلۡقُلُوبُ ٢٨
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28),
ٱلَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ ٱللَّهُ وَجِلَتۡ قُلُوبُهُمۡ وَٱلصَّٰبِرِينَ عَلَىٰ مَآ أَصَابَهُمۡ وَٱلۡمُقِيمِي ٱلصَّلَوٰةِ وَمِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ يُنفِقُونَ ٣٥
«Сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (22:35).