Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган воспользовался недавней «израильской» эскалацией в Иерусалиме, в районах Шейх-Джарраха и в Газе, чтобы показать себя лидером мусульман, а также ради достижения внутренних политических целей. Он ежедневно подвергал «Израиль» резкой критике, называя его «террористическим» и «аморальным государством».
Однако существует обратная сторона политики Эрдогана в отношении «Израиля», заключающаяся в том, что за кулисами он прилагает большие усилия для нормализации и улучшения отношений своей страны с сионистским образованием, а также для роста торгового оборота и углубления сотрудничества между разведками двух стран. Синан Ульген, глава Центра экономических и внешнеполитических исследований в Стамбуле, считает, что «эскалация и напряжённость в Восточном Иерусалиме вспыхнули в неподходящее время для Турции». Ульген указывает, что в настоящее время, в свете враждебных высказываний Эрдогана, усложняется дальнейшее сближение между Турцией и «Израилем».
Един Сезер, турецкий политический аналитик, специализирующийся на внешней политике, говорит, что в связи с происходящей палестино-«израильской» эскалацией Эрдоган и его партия вынуждены были действовать таким образом, как сейчас, в основном по внутриполитическим причинам, отмечая, что «руководство «ПСР» в Турции не было удовлетворено обстановкой нормализации отношений с «Израилем». Президент Турции часто эксплуатирует религиозную и националистическую риторику для того, чтобы сплотить своих сторонников. Сегодняшняя риторика совпала с результатами опросов общественного мнения, показавшими низкую популярность Эрдогана и его партии.
Эту риторику также объясняет неспособность решить насущные проблемы, стоящие перед правительством, такие как коронавирусная пандемия и экономический кризис, поражающий страну в течение длительного времени... Ещё один связанный с этим вопрос заключается в том, что Анкара стремится возглавить исламский мир. В своём выступлении перед встречей министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества, в которую входят 56 мусульманских стран, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что «исламская нация ждёт, чтобы мы сыграли ведущую роль».
«Аль-Ваъй»: позиция Турции по животрепещущим проблемам мусульман — это пропаганда, прагматические интересы, национализм и патриотизм, обёрнутые в религиозный фантик. Что касается палестинского вопроса, то Турция не видит ничего плохого в «израильской» оккупации или международных резолюциях по вопросу Палестины, она лишь не согласна с антигуманным обращением сионистов к палестинцам. В одном из своих заявлений Эрдоган сказал: «Невозможно принять политику «Израиля» в отношении Палестины, его негуманное поведение неприемлемо». Далее он сказал: «Если бы не было проблем на самом высоком уровне, наши отношения обстояли бы совершенно иначе... Мы хотим улучшить наши отношения»... Политика Эрдогана обманчива, далека от правильного понимания религии и близка к западному взгляду на Ислам.
Эрдоган придерживается светского правления, как сам и заявляет, так как считает, что в религии нет политики, но есть только Ислам на индивидуальном уровне... Проблема Палестины рассматривается им в соответствии с прагматическими интересами, а не исламскими, и его взгляд на неё ограничивается гуманизмом по отношению к мусульманам. Таким образом, мы не видим настоящей исламской позиции по отношению к этой оккупированной земле, как это проявлялось у его предков, таких как султан Абдуль-Хамид II... И двусторонние отношения Эрдогана с «Израилем» являются очевидным тому примером. Ещё более явным аргументом в пользу этого является то, что сами еврейские лидеры не обвиняют Эрдогана в каких-либо религиозных тенденциях, которые их настораживали бы.