بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Сегодня мы стремимся изменить жизнь мусульман, но для начала мы должны знать текущую реальность мусульманских территорий.
Другими словами, мы должны знать, являются ли эти территории Дар уль-Ислям или Дар уль-куфр? И здесь речь не идёт о жителях данных территорий, а речь о самих землях. А это, в свою очередь, требует точного понимания шариатских текстов и требует правильного сопоставления данных текстов с текущим положением вещей. Только тогда мы сможем вынести однозначно правильное решение касательно мусульманских территорий.
Для начал мы упомянем, что территории делятся на Дар уль-Ислям и Дар уль-куфр. Это деление упоминается в хадисе Бурайды:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا أَرْسَلَ سَرِيَّةً أَوْ جَيْشًا أَوْصَى قَائِدَهَا قَائِلًا ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ وَكُفَّ عَنْهُمْ ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى التَّحَوُّلِ مِنْ دَارِهِمْ إِلَى دَارِ الْمُهَاجِرِينَ
«Когда Посланник Аллаха ﷺ отправлял отряд или войска, то давал их амиру наставление: «Призови их к Исламу, и если они согласятся, то прими это от них. Затем предложи им переселиться со своей территории (Дар) на территорию (Дар) мухаджиров» (Муслим). В другой версии:
لَا يَقْبَلُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ مُشْرِكٍ بَعْدَمَا أَسْلَمَ عَمَلًا أَوْ يُفَارِقَ الْمُشْرِكِينَ إِلَى الْمُسْلِمِينَ
«Аллах не принимает дела бывшего многобожника, который хоть и принял Ислам, но при этом не оставил многобожников и не переехал к мусульманам» (привёл ан-Насаи и Ибн Маджа с достоверным иснадом). Эти два текста указывают на то, что существует две территории: Дар уль-Ислям и Дар уль-куфр.
Дар уль-Ислям — это территории, где её жители живут под сенью Ислама, и не важно, маленькая это территория или большая. Главенство Ислама достигается двумя положениями:
- хукмы Ислама должны претворяться над жителями во всех сферах жизни, а также во внешней политике;
- безопасность территории должна обеспечиваться мусульманами через госаппараты, во главе которых стоит халиф.
Аллах говорит:
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗا
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность» (24:55).
Требуемым для наделения Ислама властью является его претворение над обществом и наличие безопасности для его защиты. Эти два фактора превращают любую территорию в Дар уль-Ислям. И это в дополнение к аятам, в которых говорится об обязательности правления хукмами Ислама:
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49),
وَمَن يَبۡتَغِ غَيۡرَ ٱلۡإِسۡلَٰمِ دِينٗا فَلَن يُقۡبَلَ مِنۡهُ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (3:85),
وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44). Также в Мединском договоре говорится:
وَإِنَّهُ مَا كَانَ بَيْنَ أَهْلِ هَذِهِ الصَّحِيفَةِ مِنْ حَدَثٍ أَوْ اشْتِجَارٍ يُخَافُ فَسَادُهُ فَإِنَّ مَرَدَّهُ إلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَإِلَى مُحَمَّدٍ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«То, что было до этого между участниками данного договора в виде проблем и разногласий, которые могут нанести вред в настоящем, всё это будет отнесено на суд Всевышнего Аллаха и Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ».
После этих доказательств не остаётся места для сомнений в том, что правление на территории должно принадлежать Исламу. Именно так понимали этот вопрос и практиковали его сподвижники Аллаха ﷺ, когда совершали завоевания новых земель. Когда новая территория и её жители подчиняются правлению Ислама, то они становятся частью Дар уль-Ислям, даже если жители новой территории остаются приверженцами своей религии. Точно так же, если неверные захватили какую-либо территорию из территорий Дар уль-Ислям и установили там своё правление, то данная территория будет расцениваться по факту как территория Дар уль-куфр, даже если её жители остаются мусульманами.
Исходя из этого описания, становится очевидным, что текущее положение мусульманских стран говорит о том, что они являются частью Дар уль-куфр, поскольку на их территории нет правления Ислама, а их безопасность — не в руках мусульман. Кто-то может сказать: «Почему не Дар уль-Ислям, ведь там претворяются некоторые хукмы Ислама, а в конституции прописано, что государственная религия — Ислам, и что Ислам — это источник для законов?..». На это мы скажем, что всё перечисленное не имеет ценности, поскольку правление Ислама во всех сферах жизни должно быть основой, а акыда должна быть единственной основой для всех идей, концепций и систем в государстве.
Достаточно бросить поверхностный взгляд, чтобы понять, что существующие на территории мусульман страны сегодня претворяют демократию, основой которой является идея отделения религии от государства. Что касается законодательства в вопросах внешней и внутренней политики, то оно тоже является продуктом человеческого ума. Для более ясного понимания приведём аспекты, которые наглядно показывают, что Дар уль-Ислям (Халифат) в корне отличается от Дар уль-куфр (т.е. от государств, где претворяются человеческие законы). Итак:
1) Главенство во всех сферах жизни общества принадлежит только Шариату. Другими словами, нет главенства разуму и мнению большинства. Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59). Народ присягает правителю для того, чтобы он претворял над ними Шариат. Если правитель отклонится от Шариата, то народ будет требовать с него отчёт, пока он не вернётся к Шариату. Если же люди станут отходить от Шариата, тогда правитель должен вернуть людей обратно к соблюдению Ислама.
2) Власть принадлежит Умме. Имеется в виду, что Умма по своей воле присягает халифу, который будет представлять её в вопросе претворения Шариата. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمْ الأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لا نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ تَكْثُرُ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ
«Сынами Исраиля управляли пророки. Если умирал один пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их будет много». Сподвижники спросили: «Что же ты нам прикажешь?». Пророк ﷺ ответил: «Соблюдайте присягу, данную первому, и первому из них, и отдавайте им их права. Воистину, Аллах спросит о том, что Он дал им под ответственность» (Муслим). Власть остаётся в руках правителя до тех пор, пока он правит Шариатом.
3) Наличие лишь одного халифа. Запрещено мусульманам иметь несколько халифов, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الْآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дана клятва на верность двум халифам, то убейте последнего» (Муслим). Также сподвижники после смерти Посланника ﷺ руководствовались этим хукмом.
4) Только халиф имеет право принимать шариатские хукмы, необходимые для ведения дел подданных. Если имеет место большое количество иджтихадов, то именно халиф несёт ответственность перед Аллахом за выбор того или иного иджтихада. В своём выборе он должен руководствоваться тем, что, по его мнению, более правильное для претворения в жизни общества.
5) Аппарат управления в государстве Халифат. Халифат отличается от других государств своим особенным исполнительным аппаратом. В состав данного аппарата входит следующее: халиф, муавины, валии, амир джихада, судьи, административный аппарат, шура и т.д.
6) Государство Халифат не имеет постоянных границ, и причина этого заключается в том, что на его плечах лежит долг донесения Ислама ко всем людям. Халифат несёт Ислам людям, чтобы претворять его над ними, и не важно, становятся они мусульманами или нет. Аллах говорит:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا كَآفَّةٗ لِّلنَّاسِ بَشِيرٗا وَنَذِيرٗا وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ٢٨
«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28),
هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ شَهِيدٗا٢٨
«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (48:28).
7) Исламское Государство в своей внутренней и внешней политике всегда руководствуется только хукмами Ислама. Именно поэтому Халифат не должен руководствоваться резолюциями и уставом ООН или присоединяться к союзам и блокам, где главенство принадлежит неверным. Аллах говорит:
وَلَن يَجۡعَلَ ٱللَّهُ لِلۡكَٰفِرِينَ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ سَبِيلًا
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
8) Арабский язык должен быть государственным языком, т.е. языком местного и международного общения, а также языком просвещения, образования и СМИ. Причина этого заключается в том, что арабский язык — это язык Корана и Сунны. Что касается изучения иностранных языков, то это является фардом-кифая, поэтому государство прилагает в этом направлении усилия настолько, насколько в этом есть нужда.
Таковы основы и особенности государства Халифат, вытекающие из шариатских доказательств. Эти аспекты должны быть понятны мусульманам в целом, и носителям призыва — в частности, ведь последние ведут деятельность по возобновлению исламского образа жизни путём установления государства Халифат.
وَأَنَّ هَٰذَا صِرَٰطِي مُسۡتَقِيمٗا فَٱتَّبِعُوهُۖ وَلَا تَتَّبِعُواْ ٱلسُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمۡ عَن سَبِيلِهِ
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6:153).
Фарис аль-Фарис, член информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Тунисе