– Вывел ат-Тирмизи от Умара, что некий человек пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и попросил дать ему милостыню. «У меня нет того, чего бы мог дать тебе. Однако дай мне немного времени, когда появится что-либо, я дам» – ответил Он. Вмешавшись в разговор, Омар сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ. Ты уже давал милостыню, и Аллах не возложил на тебя то, что не под силу тебе». Пророку не понравилась речь Омара. Тут один из ансаров сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, расходуй и не бойся, что Господь наивысшего трона (т.е. Аллах) уменьшит (жизненный удел)». Посланник Аллаха ﷺ обрадовался, на его лице появилась улыбка от слов этого ансара, и он сказал: «Это и приказано мне».
– Вывел Абу Давуд и ат-Тирмизи, указывая, что это надежный достоверный хадис, что Омар (да будет доволен им Аллах) поведал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ приказал нам дать милостыню. Состояние моего имущества, как раз, позволяло мне сделать это. Я подумал, что сегодня опережу Абу Бакра, если получиться. Взяв половину своего имущества, я пришел к Посланнику Аллаха ﷺ. Он спросил меня: «А что ты оставил семье?». Я ответил: «Я оставил им». Он продолжил: «А сколько ты оставил им?». Я ответил: «Столько же». Тут пришел Абу Бакр и принес все свое имущество. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «О Абу Бакр, а что ты оставил своей семье?». «Я оставил им Аллаха и Его Посланника» - ответил он. И я сказал себе: «Не опередить мне его ни в чем»».
– Вывел аль-Байхаки в книге «Шуъаб-уль-Иман» рассказ Хасана о том, что однажды некий человек сказал Осману: «О, обладатели имуществ! Вы присвоили все благие деяния. Даете милостыни, освобождаете рабов, совершаете паломничество к Каабе (хадж) и расходуете из своего имущества». В ответ ему Осман сказал: «Неужели вы нам завидуете белой завистью, в то время как мы завидуем вам такой же завистью. Клянусь Аллахом, порою один дирхам, расходованный по мере возможности, лучше, чем десять тысяч малостей из большого состояния».
– Вывел аль-Аскъаляни от Убайдуллах Ибн Мухаммад Ибн Аиша рассказ о том, как однажды нищий обратился к амир-уль-муминин (правителю правоверных) Али. Али сказал Хасану или Хусейну: «Пойди к маме и скажи, что я оставлял у неё шесть дирхамов, и принеси из них один дирхам». Он отправился, а затем вернулся и сказал: «Она ответила, что ты оставил шесть дирхамов для муки». Али сказал: «Поистине вера человека не будет истинной, пока не признает то, что находящееся в руках Аллаха надежнее, чем находящееся у человека. Скажи ей, пусть даст все шесть дирхамов». Она отправила эти деньги, и Али отдал их просящему. Стоило только отойти ему после этого, как он заметил, что возле него проходит некий человек, продающий своего верблюда. Али спросил его: «Почем верблюд?». Он ответил: «Сто сорок дирхамов». Али продолжил: «Продай мне в рассрочку?». Продавец согласился и отпустил верблюда. Немного отойдя, подошел какой-то мужчина и сказал: «Чей это верблюд?». «Мой» – ответил Али. «Продашь его мне?» – спросил мужчина. «За двести дирхамов, согласен» – ответил Али. Мужчина взял верблюда и заплатил ему двести дирхамов. Али вернул свой долг тому, человеку, который отсрочил ему сто сорок дирхамов, а оставшимися шести десятью дирхамами пришел домой, и отдал их Фатиме. От удивлений Фатима спросила: «Что это?». Али ответил: «Это то, что обещал Аллах устами своего Пророка ﷺ» и прочитал следующий аят:
مَن جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا وَمَن جَاءَ بِالسَّيِّئَةِ فَلَا يُجْزَى إِلَّا مِثْلَهَا وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ
«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160).