بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ
لِئَلاَّ يَكُونَ ِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ
«Чтобы не было у людей перед Аллахом оправдания после посланников» (4:165) (2)
В своем тафсире «Фи зыляль аль-куръан» Сайид Кутб бросает еще один взгляд на то, что мы упомянули в прошлом номере, и говорит: «Давайте посмотрим на это по-другому:
لِئَلاَّ يَكُونَ ِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ
«Чтобы не было у людей перед Аллахом оправдания после посланников» (4:165)
Остановимся на великой ответственности, возложенной на посланников, благословение Аллаха им, а после них на верующих в их миссиях, направленных ко всему человечеству. Эта ответственность является тяжелой в такой же степени, как и великой.
Судьбы людей, равно в этой жизни или в последующей, связаны с посланниками и их последователями впоследствии. От донесения этого дела человечеству зависит их счастье в этой жизни и их исход в день Суда.
Это дело огромное и великое. Посланники, благословение Аллаха им, чувствовали величие того, что было возложено на них. Всевышний Аллах показывал им реальность бремени, возложенного на них. Именно это Всевышний Аллах говорит Своему Пророку, обучает и подготавливает его к этому. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ، قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ، نِصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا ، أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا ، إِنَّا سَنُلْقِي عَلَيْكَ قَوْلًا ثَقِيلًا
«О завернувшийся! Простаивай ночь, если не немного, то половину ее, или убавь от этого немного, или прибавь к этому и читай Коран чтением. Мы пошлем тебе слово тяжелое». (73:1-5)
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْقُرْآنَ تَنزِيلًا ، فَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ وَلَا تُطِعْ مِنْهُمْ آثِمًا أَوْ كَفُورًا ، وَاذْكُرِ اسْمَ رَبِّكَ بُكْرَةً وَأَصِيلًا ، وَمِنَ اللَّيْلِ فَاسْجُدْ لَهُ وَسَبِّحْهُ لَيْلًا طَوِيلًا
«Поистине, Мы низвели тебе Коран ниспосланием. Терпи же до решения Господа твоего и не повинуйся из них грешнику или неверному! И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; поклоняйся Ему и восхваляй Его долгой ночью!» (76:23-26)
Это и чувствует Пророк ﷺ, когда Всевышний Аллах приказывает ему говорить и дать почувствовать реальность того, что он говорит. Всевышний Аллах говорит:
قُلْ إِنِّي لَن يُجِيرَنِي مِنَ اللَّهِ أَحَدٌ وَلَنْ أَجِدَ مِن دُونِهِ مُلْتَحَدًا ، إِلَّا بَلَاغًا مِّنَ اللَّهِ وَرِسَالَاتِهِ
«Скажи: «Меня не защитит от Аллаха никто, и я не найду помимо Него убежища» – кроме передачи от Аллаха и Его посланий». (72:22, 23)
Это дело является огромным и великим – дело этого человечества, до которого должно быть донесено послание, которое он примет, за которым последует и станет счастливым в этой жизни и в последующей или от которого он откажется и которое станет поводом для Господа, чтобы бросить его в несчастье и заблуждение в этой жизни!
Говоря же о посланниках, благословение Аллаха им, то они донесли послание и вернулись к своему Господу, справившимися с этой нелегкой обязанностью. Это послание они не только донесли словесно, но и практически, совершая тяжкий джихад днем и ночью, для того чтобы устранить преграды. Посланник Аллаха ﷺ, последний из пророков, не ограничился устранением преград словесно, а устранял их мечом. Всевышний Аллах говорит:
عَالِمُ الْغَيْبِ فَلَا يُظْهِرُ عَلَى غَيْبِهِ أَحَدًا ، إِلَّا مَنِ ارْتَضَى مِن رَّسُولٍ فَإِنَّهُ يَسْلُكُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ رَصَدًا ، لِيَعْلَمَ أَن قَدْ أَبْلَغُوا رِسَالَاتِ رَبِّهِمْ وَأَحَاطَ بِمَا لَدَيْهِمْ وَأَحْصَى كُلَّ شَيْءٍ عَدَدًا
«Ведающий сокровенное; и не даст Он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади него наблюдателя, чтобы знать Ему, что они передали послания своего Господа. Он объемлет все, что у них, и исчислил всякую вещь счетом». (72:26, 28)
Тяжелая обязанность осталась тем правоверным, которые пришли после. Одни за другими поколения сменяются после Пророка ﷺ и донесение послания этим поколениям является ответственностью его последователей по той же программе, по которой доносил Посланник Аллаха ﷺ.
Донесение и исполнение этой задачи является обязательным делом. Донесение через пояснение и действия, чтобы те, кто это делают, сами были живым примером того, что они доносят, а также через устранение преград, которые появляются на пути призыва, где люди мешают своей ложью и силой. В противном случае донесение и выполнение обязанности не может осуществиться.
Это обязательное дело ни в коем случае нельзя оставлять. В противном случае это приведет к заблуждению всего человечества и в день суда у Аллаха не будет довода против них! Кто же пренебрегает этой обязанностью?
Тот, кто говорит, что он «мусульманин» должен доносить и выполнять свои обязанности как было упомянуто, а в противном случае он не сможет спастись ни в этой жизни, ни в последующей.
Все другие виды донесения только вредят Исламу вместо того, чтобы помогать ему, в случае чего воплотятся в жизнь следующие слова Всевышнего Аллаха:
حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلّهِ
«Чтобы не было фитны, и религия принадлежала Аллаху» (2:193)
Донесение тогда будет помогать Исламу, когда умма будет призвана к исполнению Ислама во всех аспектах жизни: индивидуальном, социальном, экономическом, политическом. Эта помощь будет завершаться посредством джихада для устранения преград, которые вводят людей в заблуждение».
[Продолжение следует]