بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ
Великий Аллах говорит:
وَالْعَصْرِ ﴿١﴾ إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ ﴿٢﴾ إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ ﴿٣﴾
«Клянусь Асром, поистине человек в убытке, кроме тех, которые уверовали и творили праведные дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение на пути этой истины».
I Общий смысл суры:
Аллах Тааля клянётся Асром, т.е. временем. Фраза «человек в убытке» несёт смысл определения тех людей, которые не уверовали, не поступали соответствующим образом, отвернувшись от Ислама и пребывающие в бедствии и убытке. Этой фразой Творец даёт разъяснения к своей клятве. «Кроме уверовавших и творивших добрые дела» - здесь Аллах выделяет часть людей, которые приняли Исламскую мабду и, крепко опираясь на неё, творили соответствующие ей поступки, тем самым, находя своё счастье и пользу, отделяясь от первой группы. «Заповедали между собой истину» - т.е. заповедали друг другу Ислам, «и заповедали между собой терпение на пути этой истины» - т.е. заповедали друг другу проявлять терпение на пути претворения и распространения Ислама.
II Смысл слов:
1. Слово (Аср) означает время, т.к. это слово ниспослано без пояснений, т.е. с общим смыслом. Слова, встречающиеся без комментариев, несут в себе общий смысл.
2. (Инсан) - живое человеческое существо, наделённое разумом. Это слово также ниспослано с общим смыслом. Неверным будет приписывать это слово конкретно к какому-либо кяфиру или общественной группе кяфиров - на это нет никаких оснований и доказательств. Указания различных двух типов людей в суре также указывают на всеобщий смысл слова.
3. (Хуср) - значение этого слова в словаре «убыток», «потеря», «проигрыш». Смысл слова в аяте - несчастья и бедствия в этой жизни и мучения в последующей, в следствии пренебрежения акъидой и ахкамами Ислама;
4. (Иман) - вера, убеждение, подтверждение. В аяте уверенное подтверждение разумом, основанное на доказательствах, подтверждающееся на реальности.
5. (амелю салиха) - Поступки и дела соответствующие ахкам шариата, направление на достижение довольства (разылыкъ) Аллаха.
6. (Хакъ) - значение этого слова в словаре: истина, правда, неопровержимое, верное, противоположность лжи. Например, говоря об истинности чего-либо, подразумевается его несомненность, неопровержимость. Смысл этого слова в шариате, как и в аяте один - Ислам. В словах «уверовали и творили добрые дела» имеются признаки шариата. Отсутствие других комментариев указывает на шариатский смысл аята.
7. (Сабр) - словарное значение этого слова - удерживание, контролирование самого себя (нафс), терпение. В аяте - стремление подчинить нафс в испытания к определениям Аллаха и держаться за Ислам.
III Детальное изложение (значение) суры:
1. Аллах клянётся временем, указывающим на Его существование. Время является меркой изменения в нём вещей и событий, т.е. доказывает их ограниченность и сотворённость Создателем. Хотя грамматическое значение говорит всего лишь о клятве Аллаха, его смысл несёт в себе приказание, т.е. повелевает к ахкам Шариата. Этот ахкам - обязательность размышления над жизнью, смертью, сменой ночи и дня, движения звёзд и других вещей и событий, изменяющихся во времени, и посредством этого прийти к озаряющей мысли, т.е. к существованию Аллаха Тааля, уверовать и подчиниться Ему. Здесь следует отметить слова Пророка (с.а.в.): «Не поносите и не ругайте время, так как время есть Аллах». Смысл хадиса - запрет на оскорбление Изменяющего вещи и события во времени, т.к. это Аллах Тааля. Уместным будет противопоставить упомянутый смысл убеждениям арабов до Ислама. Это подтверждают следующие слова Аллаха Тааля: «И сказали они: «Это ведь только наша ближняя жизнь; умираем и живём, и губит нас только время». Нет у них никакого знания, они только предполагают». Они обвиняли в своей гибели время, в то время как жизнь и смерть находятся во власти Аллаха.
2. В подтверждение истинности своих слов, поясняя свою клятву как обязанность размышлять, уверовать, крепко взяться за Ислам, распространять его и проявлять терпение, не поддаваясь на компромиссы и соблазны, Аллах Тааля использует в суре слова «такъид» (подтверждения). Хотя грамматический смысл аята даёт информацию лишь о потерпевших убыток и получивших пользу, он указывает на конкретный приказ Аллаха. Это приказ претворять эту информацию (понятия) в мыслях, в делах, в поступках и стремлениях. Польза и убыток в Исламе не зависит от увеличения количества золота и серебра или от падения их стоимости, а зависит только от принятия и преданности Исламу, или от отрицания и игнорирования им. Польза - крепко взяться за Ислам, встать на его путь, убыток - отрицать, игнорировать или отвергать его частично или полностью. Следовательно, источником и опорой всего должен быть только Ислам, и неуместны никакие оправдания по поводу отхождения от Ислама.
3. После неопределённых слов «Клянусь Асром, поистине человек в убытке». Аллах конкретизирует это словами: «Кроме уверовавших и творивших добрые дела». Ислам повелевает уверовать всему, что содержит в себе акъида, подтверждённая достоверными и неопровержимыми доказательствами, исходящими из Корана и Сунны Мутаватир, не допуская ни малейших сомнений и подозрений. Если кто-либо будет описывать солнце как недвижимую планету, то он совершит ошибку, так как это противоречит словам Аллаха: «И солнце течёт к местопребыванию своему - это установление Великого, Знающего» (36:38). Соответственно иман в шариате - подтверждение и принятие всего, что исходит из доказательств и подтверждается реальностью. Хорошие дела и поступки по исламской акъиде это дела и поступки, руководимые ахкам шариат. Заповедать друг другу истину и терпение - хукм, обязательный к исполнению, который так же повелевает работать в правильном направлении и с правильным намерением, т.е. стремясь к Лику - довольству (разылыкъ) Аллаха.
4. Заповедать друг другу Истину относится к разряду праведных дел. По причине всеобъемлимости и очень большой значимости этого вопроса, Аллах Тааля упоминает этот аят в общем, без уточнений. Это дело - источник Блага для Уммы и Государства Ислама, а так же один из основных залогов правильного руководства и приверженности к религии Аллаха, которое воплотится только через сплочённое содействие с Хизбом, крепко опирающимся на исламские идеи (фикрат) и распространяющим Исламский призыв для возрождения Исламского образа жизни.
5. Заповедать друг другу терпение относится к заповеданию друг другу Истины. Это качество необходимо для призывающего как вода для жизни, так как терпение показывает приверженность и преданность истине на пути, полным трудных испытаний. Не проявление и отказ от терпения означает отхождение и отказ от Ислама, приводящее к гибели. Чтобы показать важность и большое благо (саваб) проявления терпения, Аллах Тааля упомянул его в аяте без уточнений и наравне с истиной. Имеются также много других аятов и хадисов, подчёркивающих важность терпения. Хотя жизнь человека коротка как мгновение ока, она нуждается в безграничном терпении. Будучи очень благим делом - терпение, проявляемое на пути исламского даъват, проводимого правильным, т.е. политическим Хизбом, является вознаграждаемым во много крат больше. Соответственно, чтобы не попасть в группу, «потерпевших убыток» нужно правильно и крепко осознать Ислам, возложить эти понятия своими органами, стремиться к воплощению этих понятий в правлении, избрав амира всех мусульман, отчитывать правителей и работать вместе с верным исламским Хизбом для установления Халифата, и вынести его даъват на весь мир.