بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
От Абу Саида аль-Худри (р.а.) передаётся: «Когда Посланник Аллаха ﷺ раздал дары курайшитам и прочим племенам арабов, ничего не выделив ансарам, ансары почувствовали в своих душах стеснение и стали обсуждать произошедшее всё больше, пока один из них не сказал: «Посланник Аллаха ﷺ встретил свой народ».
После этого к нему вошёл Саад ибн Убада и сказал: «О Посланник Аллаха! Они смущены тем, как ты поступил с трофеями, которые получил. Ты выделил часть трофеев своему народу и раздал огромные дары племенам арабов, а ансарам ничего не осталось». Посланник Аллаха ﷺ его спросил: «А какова твоя позиция, Саад?». Он ответил: «О Посланник Аллаха! Я — всего лишь человек из своего народа». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Собери для меня свой народ в этом хлеву». Затем пришли мухаджиры, но он их оставил. Они зашли. Потом подошли иные, но он их вернул обратно. Когда они собрались, пришёл Саад и сказал: «К тебе собрались эти ансары».
Посланник Аллаха ﷺ подошёл к ним, восславил Аллаха и восхвалил Его лучшим образом, а затем сказал: «О собрание ансаров! Что за высказывания до меня дошли от вас? Разве я не пришёл к вам, когда вы были заблудшими, и Аллах не повёл вас прямым путём? Разве вы не жили в нужде, и Аллах не сделал вас богатыми? Разве вы не были врагами друг другу, и Аллах не примирил ваши сердца?». Они ответили: «Да! Все милости принадлежат Аллаху и Его Посланнику!». Он сказал: «Разве вы не ответите мне, о собрание ансаров?». Они сказали: «Чем нам тебе ответить, о Посланник Аллаха? Все милости принадлежат Аллаху и Его Посланнику!».
Он сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы вы хотели, то сказали, и тем самым сказали бы правду и признали её: «Ты пришёл к нам, когда тебя считали лжецом, а мы признали тебя правдивым. Ты пришёл брошенным без помощи, а мы помогли тебе. Ты пришёл к нам изгнанником, а мы тебя приютили. Ты пришёл к нам нуждающимся, и мы утешили тебя». О собрание ансаров! Неужели вы испытываете в своих душах стремление к проходящим благам этого мира, посредством которых я хочу расположить других людей к принятию Ислама, в то время как я доверился вашему Исламу? Неужели вы, о собрание ансаров, недовольны тем, что люди уходят с овцами и верблюдами, а вы возвращаетесь со своего путешествия с Посланником Аллаха? Клянусь тем, в Чьей Руке душа Мухаммада! Если бы не хиджра (т.е. если бы я не был по факту мухаджиром), то я был бы одним из ансаров, и если бы люди пошли в одно ущелье, а ансары — в другое ущелье, то я бы пошёл в ущелье ансаров! О Аллах! Помилуй ансаров, детей ансаров и внуков ансаров!». Услышав это, люди стали плакать так, что намокли их бороды, и сказали: «Мы довольны Посланником Аллаха как своим уделом и счастливой судьбой!». Тогда Посланник Аллаха ﷺ ушёл, и они тоже разошлись» (передал Ахмад).
Хадис повествует о достоинстве ансаров, засвидетельствованном самим Посланником Аллаха ﷺ, а также повествует о величине его любви к ним и высоком положении, которое они занимали в его глазах за служение Исламу, за их помощь его призыву и опору государству. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَمَا وَاللَّهِ لَوْ شِئْتُمْ لَقُلْتُمْ فَلَصَدَقْتُمْ وَصُدِّقْتُمْ، أَتَيْتَنَا مُكَذَّبًا فَصَدَّقْنَاكَ، وَمَخْذُولًا فَنَصَرْنَاكَ، وَطَرِيدًا فَآوَيْنَاكَ، وَعَائِلًا فَآسَيْنَاكَ
«Клянусь Аллахом! Если бы вы хотели, то сказали, и тем самым сказали бы правду и признали её: «Ты пришёл к нам, когда тебя считали лжецом, а мы признали тебя правдивым. Ты пришёл брошенным без помощи, а мы помогли тебе. Ты пришёл к нам изгнанником, а мы тебя приютили. Ты пришёл к нам нуждающимся, и мы утешили тебя».
Также Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе сказал:
فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَوْلَا الْهِجْرَةُ لَكُنْتُ امْرأً مِنَ الْأَنْصَارِ، وَلَوْ سَلَكَ النَّاسُ شِعْبًا، وَسَلَكَتِ الْأَنْصَارُ شِعْبًا لَسَلَكْتُ شِعْبَ الْأَنْصَارِ، اللَّهُمَّ ارْحَمِ الْأَنْصَارَ، وَأَبْنَاءَ الْأَنْصَارِ، وَأَبْنَاءَ أَبْنَاءِ الْأَنْصَارِ
«Клянусь тем, в Чьей Руке душа Мухаммада! Если бы не хиджра, то я был бы одним из ансаров, и если бы люди пошли в одно ущелье, а ансары — в другое ущелье, то я бы пошёл в ущелье ансаров! О Аллах! Помилуй ансаров, детей ансаров и внуков ансаров!».
Ансары согласились предоставить ту поддержку исламскому призыву, которую отказались предоставлять курайшиты, их вожди, а также прочие арабские племена с их руководителями. Они согласились помочь призыву Пророка ﷺ в отличие от всех остальных арабских племён, согласились сделать свою землю отправной точкой для расширения Первого Исламского Государства, стать его опорой и поддержкой. Их руками Аллах Всевышний помог Своей религии. Установилось Исламское Государство, и ранее слабые и теснимые со всех сторон мусульмане обрели защитников, готовых отразить нападки многобожников и сорвать заговоры лицемеров. И если мухаджиры стали первыми, кто поверил Пророку ﷺ и уверовал в Ислам, то племена ансаров (Аус и Хазрадж) стали первыми, кто приютил Пророка ﷺ и оказал ему помощь. Поэтому положение ансаров на фоне остальных мусульман было велико, и они по праву заслужили довольство Аллаха и хвалу от Него, от Посланника ﷺ и от мусульман.
Аллах Всевышний восхвалил ансаров в Своей Книге, почтил их и сравнил с мухаджирами, сказав:
وَٱلسَّٰبِقُونَ ٱلۡأَوَّلُونَ مِنَ ٱلۡمُهَٰجِرِينَ وَٱلۡأَنصَارِ وَٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُوهُم بِإِحۡسَٰنٖ رَّضِيَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُواْ عَنۡهُ وَأَعَدَّ لَهُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي تَحۡتَهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَآ أَبَدٗاۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ ١٠٠
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они так же довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние» (9:100).
Также Всевышний сказал:
وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلۡإِيمَٰنَ مِن قَبۡلِهِمۡ يُحِبُّونَ مَنۡ هَاجَرَ إِلَيۡهِمۡ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمۡ حَاجَةٗ مِّمَّآ أُوتُواْ وَيُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفۡسِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ٩
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (59:9).
Любовь Пророка ﷺ к ансарам достигла такой великой степени, что он хотел бы стать одним из них, если бы не был мухаджиром. Об этом повествует Имам Бухари в своём «Сахихе» в главе «Любовь к ансарам относится к вере». В перечисленных им хадисах Пророк ﷺ хвалит ансаров, указывая на их достоинство и высокое положение:
— От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ أَنَّ الأَنْصَارَ سَلَكُوا وَادِيًا، أَوْ شِعْبًا، لَسَلَكْتُ فِي وَادِي الأَنْصَارِ، وَلَوْلاَ الهِجْرَةُ لَكُنْتُ امْرَأً مِنَ الأَنْصَارِ، فَقَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ: مَا ظَلَمَ بِأَبِي وَأُمِّي، آوَوْهُ وَنَصَرُوهُ، أَوْ كَلِمَةً أُخْرَى
«Если бы ансары пошли по одной долине (или: ущелью), то я бы обязательно последовал долиной ансаров. Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров».
Абу Хурайра сказал: «Пророк ﷺ не поступил несправедливо (произнеся эти слова), да станут мои отец и мать выкупом за него. (Ведь ансары) приютили его и оказали ему помощь». Либо (Абу Хурайра) произнёс другие слова (вместе с этими словами).
— Посланник Аллаха ﷺ определил любовь к ансарам признаком веры, а ненависть к ансарам — признаком лицемерия. От Анаса (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ الإِيمَانِ حُبُّ الأَنْصَارِ وَآيَةُ النِّفَاقِ بُغْضُ الأَنْصَارِ
«Признак веры — любовь к ансарам. Признак лицемерия — ненависть к ансарам» (Бухари).
— Бараа ибн Газиба (р.а.) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الأَنْصَارُ لاَ يُحِبُّهُمْ إِلَّا مُؤْمِنٌ، وَلاَ يُبْغِضُهُمْ إِلَّا مُنَافِقٌ فَمَنْ أَحَبَّهُمْ أَحَبَّهُ اللَّهُ وَمَنْ أَبْغَضَهُمْ أَبْغَضَهُ اللَّهُ
«Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их, и (поэтому) Аллах полюбит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах возненавидит» (Бухари).
— За несколько дней до смерти Посланник Аллаха ﷺ сделал завещание относительно ансаров. Передаёт Малик ибн Анас (р.а.): «Пророк ﷺ вышел с холодной перевязкой на голове. Он поднялся на минбар, на который после этого дня больше не поднимался, восхвалил Аллаха, восславил Его и сказал:
أُوصِيكُمْ بالأنْصَارِ، فإنَّهُمْ كَرِشِي وعَيْبَتِي، وقدْ قَضَوُا الذي عليهم، وبَقِيَ الذي لهمْ، فَاقْبَلُوا مِن مُحْسِنِهِمْ، وتَجَاوَزُوا عن مُسِيئِهِمْ
«Я наказываю вам (заботиться) об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им, и (поэтому) принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное» (Бухари).
— Достаточна для описания их достоинства и любви Пророка ﷺ к ним его мольба к Аллаху о прощении для них, для их детей, внуков и женщин. От Зейда ибн Аркама передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
اللَّهُمَّ اغفِر لِلأَنصَارِ، وَلِأَبنَاءِ الأَنصَارِ، وَلأَبنَاءِ أَبنَاءِ الأَنصَارِ، وَلِنِسَاءِ الأَنصَارِ
«О Аллах! Прости ансаров, детей ансаров, внуков ансаров и женщин ансаров!».
«Ансар» — это название, которое дал Аллах в Коране племенам Аус и Хахрадж, а также их союзникам. Также этим именем их назвал Посланник Аллаха ﷺ. Они были названы ансарами, т.е. людьми, оказавшими победную помощь Исламу и Посланнику ﷺ. Ввиду огромной значимости их роли сам Посланник Аллаха ﷺ хотел бы стать одним из ансаров, если бы не был мухаджиром. Роль их была велика, и заключалась она в помощи религии Ислам. Самыми выдающимися ансарами были: Саад ибн Муаз, Саад ибн Убада, Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабаль, Усейд ибн Худейр, аль-Бараа ибн Маарур, Асад ибн Зурара, Анас ибн ан-Надр, Анас ибн Малик, Хассан ибн Сабит, Абдуллах ибн Амр ибн Харрам и его сын Джабир ибн Абдуллах — пусть Аллах будет доволен ими всеми!
Таковы были ансары — благородные, жертвенные и щедрые. Они отдавали свои силы, жизни, своих детей и имущество — всё ради победы религии и её усиления. Их уаля и бараа были продиктованы Исламом. Ради Ислама они оборвали связи со всеми, кто был враждебен ему. По всем этим причинам арабы воевали против них все вместе, и по этим же причинам Аллах был доволен ими и внушил довольство ими в сердца множества людей.
Таковыми были Аус и Хазрадж, их лидеры и представители — без колебаний и промедления, без всяких условий и ограничений спешившие присягнуть Посланнику Аллаха ﷺ на Исламе при Акабе в первый раз и во второй.
Передаёт Имам Ахмад по цепочке от Джабира: «Посланник Аллаха ﷺ оставался в Мекке 10 лет, следуя за людьми к их навесам на ярмарках в местностях Указ и Маджана в сезоны хаджа и говорил: «Кто приютит меня, кто поможет мне донести послание моего Господа и за это получит Рай?». Когда же проходил мимо человек из Йемена (юга) или Мудара (севера), к нему подходили люди из его же народа и говорили: «Смотри, чтобы этот курайшитский молодчик не ввёл тебя в смуту». Пророк ﷺ ходил между ними, а они тыкали в него пальцем, пока Аллах не послал нас к нему из Ясриба. Мы согласились дать ему приют и признали правдой его слова. Выходил человек из нашего числа, Пророк ﷺ читал ему Коран, и тот сразу же принимал Ислам, затем уходил к своей семье, и те принимали Ислам вслед за ним.
Так продолжалось, пока не осталось ни одного дома ансаров, в котором бы не было мусульман, открыто исповедующих Ислам. Затем они собрались, посовещались и сказали: «До каких пор мы будем оставлять Посланника Аллаха ﷺ гонимым и подвергаемым страху в горах Мекки?». Семьдесят человек из нашего числа направились к нему в сезон хаджа и договорились с ним встретиться в ущелье Акабы. Мы решили отправиться туда по одному-два человека, пока не собрались, а затем сказали ему: «О Посланник Аллаха! Мы готовы присягнуть тебе!». Он сказал: «Вы присягаете на послушание и подчинение в том, что вы делаете охотно, и в том, что делаете лениво, в том, что будете вести траты, когда это сложно и легко, в том, что будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, в том, что будете говорить ради Аллаха правду, не боясь ради Аллаха ничьих упрёков, в том, что будете оказывать мне помощь и защищать, если я приду к вам, так, как вы защищаете себя, своих жён и детей. За это вы получите Рай». Мы подошли к нему и присягнули».
Посмотрите, каким был сподвижник Саад ибн Муаз аль-Ауси аль-Ансари аль-Ашхили (р.а.), уроженец Медины, вождь племени Аус. Он принял Ислам от Мусаба ибн Умейра, которого направил Посланник Аллаха ﷺ в Медину для несения исламского призыва до переселения в неё. Ибн Исхак передаёт: «Когда Саад принял Ислам, то вышел к своему народу и сказал: «О Бану Абд аль-Ашхаль! Как вы оцениваете моё правление над вами?». Они сказали: «Ты — справедливый правитель и хороший руководитель!». Он сказал: «Я запрещаю себе общаться с вами, с вашими мужчинами и женщинами, пока вы не уверуете в Аллаха и Его Посланника!». И, клянусь Аллахом, на территории Бану Абд аль-Ашхаль не осталось ни одного мужчины и женщины, которые бы не приняли Ислам».
Когда мусульмане выдвинулись к Бадру на перехват многобожников, Посланник Аллаха ﷺ решил посоветоваться с ансарами, и тогда Саад сказал: «Мы уверовали в тебя, подтвердили твою правдивость. Мы засвидетельствовали, что ты пришёл с истиной, и заключили с тобой договор на послушание и подчинение. Поэтому, о Посланник Аллаха, ступай куда считаешь нужным, и мы последуем за тобой. Клянусь тем, Кто послал тебя с истиной! Если ты предложишь идти в это море, то мы пойдём в него вместе с тобой, и ни один мужчина из нашего числа не отстанет. Мы не против встретиться завтра с врагом. Мы терпеливы во время войны и честны при встрече с неприятелем! Возможно, Аллах даст тебе увидеть нас такими, какими тебе нравится. Веди нас с баракатом Аллаха!». Посланник Аллаха ﷺ обрадовался его словам и вручил ему знамя племени Аус в битве, где он хорошо проявил себя.
Получив ранение стрелой в главную вену выше локтя в битве у Рва, Саад ибн Муаз сказал: «О Аллах! Если война с курайшитами продолжается, то оставь меня жить, потому что нет того, кто бы так любил воевать с ними, как я, за то, как они издевались над Твоим Пророком, оболгали его и изгнали! О Аллах! Если война с курайшитами завершилась, то дай мне шахаду, но только после того, как мои глаза обрадуются наказанию Бану Курайза!». Когда Пророк ﷺ осадил Бану Курайза, те попросили его призвать Саада в качестве судьи над ними, потому что во времена джахилии они были с ним союзниками.
По призыву Пророка ﷺ Саад явился, опираясь на осла. Увидев его, Пророк ﷺ сказал ансарам: «Встаньте, подойдите к вашему господину и помогите ему спуститься». Затем Пророк ﷺ ему сказал: «Рассуди их». Саад сказал: «Я присуждаю казнить мужчин, разделить имущество и захватить потомство». Пророк ﷺ сказал: «Ты судил их судом Аллаха и Его Посланника ﷺ». Когда был казнён последний мужчина из Бану Курайза, кровь хлынула из главной вены Саада. Пророк ﷺ обнял его, кровь Саада пролилась на Посланника Аллаха ﷺ, а Абу Бакр и Умар заплакали и сказали: «Мы принадлежим Аллаху, и к нему наше возвращение». После смерти Саада Посланник Аллаха ﷺ присутствовал при омывании его тела и его захоронении. Когда же Пророк ﷺ возвращался с джаназы, то не выдержал и заплакал так сильно, что слёзы омочили его бороду. Мать Саада стала причитать, и Пророк ﷺ сказал:
كُلُّ نَادِبَةٍ كَاذِبَةٌ إِلَّا نَادِبَةَ سَعْدٍ
«Все плакальщицы — лгуньи, кроме той, которая оплакивает Саада».
Однажды Пророку ﷺ подарили шёлковую одежду; сподвижники стали восхищаться тем, насколько она мягкая, и тогда он сказал:
مَنَادِيلُ سَعْدٍ فِي الجَنَّةِ أَفْضَلُ مِنْ هَذَا
«Платки Саада в Раю лучше, чем это».
Саад умер в возрасте 37 лет, пробыв до этого в Исламе всего 6 лет, за время которых смог заслужить столь высокое положение.
Ибн Исхак передаёт: «Мне поведал тот, кого я не подозреваю во лжи, от Хасана аль-Басри, который сказал: «Саад бы тучным. Когда его тело понесли на носилках, то оно оказалось лёгким. Тогда лицемеры сказали: «Клянёмся Аллахом! Он был тучным, а мы несём что-то легче него!». Их слова достигли Пророка ﷺ, и он сказал:
إِن لَهُ حَمَلَةٌ غَيرُكُم، وُالذِي نَفسِي بِيَدِهِ لَقَد استَبشَرَت المَلَائِكَةُ بِرُوح سَعَد، وَاِهتَزَّ لَهُ العَرشُ
«У него есть носильщики помимо вас. Клянусь тем, в Чьей Руке моя душа! Ангелы радуются душе Саада, и сотрясся (из-за его смерти) Трон (Аллаха)».
Теперь взгляните на двоюродного брата Саада по материнской линии — Асада ибн Зурару аль-Ансари аль-Хазраджи ан-Наджари (р.а.). Он — один из первых ансаров, кто принял Ислам. Он присутствовал при обеих присягах у Акабы. Он был старейшиной своего племени, при этом не было старейшины младше него по возрасту. Ещё говорят, что он был первым, кто присягнул Пророку ﷺ ночью при Акабе.
Ибн Исхак передаёт: «Когда Аллах пожелал дать победу Своей религии, укрепить Своего Пророка ﷺ и выполнить обещанное ему, то Посланник Аллаха ﷺ вышел в период хаджа и повстречал группу ансаров. Он рассказал о себе племенам арабов точно так же, как это делал в прошлые сезоны, и встретил у Акабы небольшую группу (до десяти человек) из племени Хазрадж, которым Аллах пожелал оказать благо. Пророк ﷺ их спросил: «Вы — союзники иудеев?». Те ответили: «Да». Он спросил: «Можете присесть? Я хочу с вами поговорить». Те ответили: «Хорошо». Они сели рядом с ним, он призвал их к Аллаху, предложил им принять Ислам и прочёл им Коран. Аллах подтолкнул их к Исламу тем, что иудеи жили рядом с ними в их городе, и всякий раз, как у них возникали трения с иудеями, последние говорили: «Настало время послания Пророка, за которым мы последуем, а затем убьём вас под его предводительством точно так же, как были убиты народы Ад и Ирама».
Когда Посланник Аллаха ﷺ поговорил с ними и призвал их уверовать в Аллаха, некоторые из них сказали: «Люди! Вы, клянусь Аллахом, поняли, что он — Пророк, обещанный иудеями. Ни в коем случае не позволяйте им опередить вас в отношении него!». Они положительно ответили на его призыв, признали правдой его слова, согласились с теми обязанностями Ислама, которые он на них возложил, а затем сказали ему: «Мы оставили дома свой народ. Нет такого народа, в котором бы царила столь сильная междоусобица как у нас. Возможно, посредством тебя Аллах объединит нас. Мы вернёмся к народу и призовём к твоему делу (к твоему правлению). Мы предложим им взять на себя те обязанности религии, на которые согласились сами. Если Аллах объединит нас вокруг тебя, то не будет более могущественного мужчины, чем ты!». Затем они ушли и вернулись в свой город уверовавшими и признавшими правду. Абу Наим передаёт, что Асад ибн Зурара был первым, кто уверовал и стал ансаром из племени Хазрадж.
Он поспешил с Мусабом ибн Умейром в Медину. Это повествуется в истории о том, как Ислам приняли Усейд ибн Худейр и Саад ибн Муаз, как и многие другие сподвижники Посланника Аллаха ﷺ».
Асад ибн Зурара отличался глубиной мышления с юных лет, показав это своей позицией во время второй присяги при Акабе. Джабир ибн Абдуллах (р.а.) передаёт: «Мы встали, чтобы присягнуть ему — т.е. Посланнику Аллаха ﷺ, — но его за руку взял Асад ибн Зурара, будучи самым молодым, и сказал: «Помедленней, жители Ясриба! Мы знаем, что он — Посланник Аллаха! Если мы выведем его из Мекки, то войдём в конфликт со всеми арабами. Вы должны быть готовы к тому, что погибнут самые лучшие ваши люди и против вас обратят мечи. Вы либо проявите стойкость перед этими мечами, когда они коснутся вас, перед потерей ваших лучших людей и перед враждой всех арабов, и тогда берите его к себе, и ваша награда будет у Аллаха Всемогущего, либо же вы боитесь, что не справитесь с этим, но тогда лучше оставьте его сейчас — это будет более оправданное действие перед Аллахом». Они ответили: «О Асад ибн Зурара! Убери от нас свою руку. Клянёмся Аллахом, мы не нарушим свою присягу и не уменьшим её». После этого они стали подходить к Пророку ﷺ один за другим, пожимать его руку, желая взамен Рай.
Передаёт аль-Вакиди, что Асад ибн Зурара умер в первые месяцы после хиджры. Аль-Хаким в «Мустадраке» от аль-Вакиди, от Абу Риджаля передаёт, что после его смерти представители Бану Наджар пришли к Пророку ﷺ и сказали: «О Посланник Аллаха! Умер наш старейшина. Назначать нам нового». Он им ответил: «Я ваш старейшина».
Багави передаёт, что Асад ибн Зурара был первым сподвижником, который умер после хиджры, и он был первым, за кем Пророк ﷺ провёл джаназа. Передаёт аль-Вакиди от Абдуллаха ибн Абу Бакра ибн Хазма: «Первым похороненным на кладбище Бакыя стал Асад ибн Зурара — так говорят ансары».
Теперь взгляните на ансара по имени Усейд ибн Худейр ибн Абд аль-Ашхаль (р.а.). Он был рыцарем своего народа и одним из его предводителей. Его отец был вождём племени Аус и одним из самых уважаемых людей среди арабов во времена джахилии. Усейд считается одним из самых первых ансаров, кто принял Ислам. Он был одним из старейшин, присягнувших Пророку ﷺ ночью при Акабе. Ислам он принял с призыва Мусаба ибн Умейра до того, как его принял Саад ибн Муаз — да будет Аллах доволен ими всеми.
Однажды Асад ибн Зурара вместе с Мусабом ибн Умейром находился в одном из садов Бану Абд аль-Ашхаль — одного из кланов племени Аус. Вместе с ними находилась группа людей, принявших Ислам. Их увидели Саад ибн Муаз и Усейд ибн Худейр, которые в те дни были главами клана Абд аль-Ашхаль и одновременно руководителями всего племени Аус. Обращаясь к Усейду, Саад сказал: «Нет у тебя отца! Иди к этим двум мужчинам, которые пришли в наш дом дурачить слабаков, прогони их и запрети появляться у нашего дома! Я бы сам это сделал, но Асад ибн Зурара является сыном моей тёти со стороны матери, как ты знаешь об этом. Я не имею причин для конфликта с ним». Тогда Усейд ибн Худейр взял своё копьё и пошёл к ним.
Когда Асад ибн Зурара увидел его, то сказал Мусабу: «Это один из глав своего народа идёт к тебе. Ради Аллаха, будь искренним, призывая его!». Мусаб ответил: «Если он сядет, я с ним поговорю». Усейд подошёл к ним, выругался и сказал: «С какой целью вы пришли к нам дурачить слабаков? Уходите прочь отсюда, если дорожите своими жизнями!». Мусаб ему ответил: «Может, ты присядешь и послушаешь нас? Если тебе понравится наше дело, то ты примешь его, а если не понравится, то мы уйдём». Усейд ответил: «Ты красиво сказал». Он воткнул своё копьё в землю и присел к ним. Мусаб рассказал ему об Исламе и зачитал ему Коран. Асад и Мусаб говорили: «Клянёмся Аллахом! По тому, как засияло его лицо, мы поняли, что он примет Ислам ещё до того, как он стал говорить». Выслушав Мусаба, Усейд воскликнул: «Как же прекрасны и красивы эти слова! Что нужно сделать, дабы принять эту религию?». Они ему ответили: «Помойся и постирай свою одежду, затем произнеси слова признания истины». Он встал, пошёл, помылся, постирал одежду, произнёс слова признания истины, затем совершил два раката намаза и сказал им: «Позади меня остался мужчина. Если он последует за вами, то за ним пойдёт весь его народ. Я его сейчас отправлю к вам».
Это был Саад ибн Муаз. Усейд вынул копьё и направился к Сааду и его людям, сидевшим в их месте собрания. Увидев приближающегося Усейда, Саад сказал: «Клянусь Аллахом! Усейд возвращается с иным лицом, нежели уходил от вас». Когда он подошёл к месту собрания, Саад сказал: «Как всё прошло?». Усейд ответил: «Я поговорил с теми двумя мужчинами и, клянусь Аллахом, не увидел от них проблем. Я запретил им появляться, и они сказали, что сделают, как я прошу. Однако я услышал, что клан Бану Хариса вышел к Асаду ибн Зураре, чтобы убить его, т.к. они знают, что он — сын твоей тётки и что не можешь его убить, отчего решили сделать это сами». Услышав это, Саад вскочил в ярости, опасаясь того, что могут сделать Бану Хариса, взял копьё из рук Усейда и сказал: «Ты ничем не помог!». Затем Саад направился к ним, и когда увидел непринуждённо сидящих Мусаба и Асада, понял, что Усейд желал, чтобы Саад послушал их. Саад подошёл к ним, сел, выслушал и тоже принял Ислам.
Положение Усейда ибн Худейра рядом с Посланником Аллаха ﷺ было высоким. Ибн Исхак передаёт: «Когда Посланник Аллаха возглавил армию (на битву с Бану Мусталак), его встретил Усейд ибн Худейр, поприветствовал миром и сказал: «О Пророк Аллаха! Клянусь Аллахом, ты отправляешься в неподходящее время (в полдень), в которое ты обычно не выдвигался». Посланник Аллаха ﷺ ему ответил: «Разве до тебя не дошло то, что сказал ваш спутник?». Он спросил: «О каком спутнике ты спрашиваешь, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Об Абдуллахе ибн Убайе». Он спросил: «Что он сказал?». Ответил: «Заявил, что если вернётся в Медину, то самые величественные из её жителей выгонят из неё самых униженных». Усейд сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом! Если хочешь, выгони его из Медины, и тогда он станет униженным, а ты — величественным!». Затем он добавил: «О Посланник Аллаха! Будь к нему добр. Клянусь Аллахом, Аллах привёл тебя к нам в тот момент, когда его народ уже готовил украшения, чтобы короновать его, а теперь он считает, что ты отнял у него власть».
Выше был перечислен ряд позиций былых ансаров, оказавших помощь Исламу и Пророку ﷺ. Они поспешили помочь установлению Первого Исламского Государства, за что Аллах Всевышний их руками исполнил желание Своего Пророка ﷺ. Статус, добытый ими, говорит об их заслугах. Об этом статусе свидетельствуют Аллах, Его Посланник ﷺ и верующие.
Заслуги первых ансаров должны стать стимулом для тех мусульман, кто обладает силой и располагает возможностями, кто способен их применить точно так же, как это сделали первые ансары, т.е. помочь религии Аллаха и призыву к установлению Халифата, ведомого партией «Хизб ут-Тахрир». Они имеют силы повторить то, что сделали племена Аус и Хазрадж, оказавшие помощь Посланнику Аллаха ﷺ и установившие государство, простоявшее века и прославившееся на весь мир.
Сегодня Умма переживает свои самые плохие дни. Прошло сто лет по хиджре после падения государства Халифат. Всё это время Умма вслепую пытается найти путь к избавлению от правления тиранов и деспотов над собой. Она с нетерпением ждёт того момента, когда сможет вернуть себе обратно утраченную власть и править по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ. Она ждёт того дня, когда сможет занять то положение, которое хочет для неё Всевышний — быть по праву лучшей Уммой, выведенной для людей. В этой страдающей и скорбящей Умме живёт и действует искренняя партия, взявшая на себя обязательство привести Умму к её цели, заключающейся в установлении проекта Второго Праведного Халифата по методу пророчества. Для этого она ищет тех мусульман, кто имеет возможность командовать вооружёнными силами как вожди Медины, и предлагает им честь оказать помощь религии Аллаха, честь установить государство, которым будут довольны жители небес и земли, увековечив свои имена в анналах истории точно так, как это сделали первые ансары.
Мы призываем руководителей и офицеров армий мусульман к этому почёту и высокому положению! Не бойтесь никого, кроме Аллаха! На Него полагайтесь, и Он поможет вам! Сказал Всевышний:
إِن يَنصُرۡكُمُ ٱللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمۡۖ وَإِن يَخۡذُلۡكُمۡ فَمَن ذَا ٱلَّذِي يَنصُرُكُم مِّنۢ بَعۡدِهِۦۗ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلۡيَتَوَكَّلِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ١٦٠
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).
Хвала Аллаху, Господу миров!
Юсуф Абу Мусаб — Благословенная земля Палестины