Зайд ибн Амр был мекканцем. Умер он за пять лет до начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ. Зайд не был похож на тех, кто унаследовал язычество и поклонение идолам. Зайд был одним из тех, кто обладал чистым разумом и доброй душой, его фитра (врождённое качество) отказывалась принимать искажённые иудаизм и христианство.
Такова фитра, с которой Аллах сотворил людей. Именно фитра склонила Зайда в сторону правильного поклонения, именно она подтолкнула его на преодоления пустынь и холмов в поисках истинной религии. Когда же он не нашёл этой религии, то решил, что должен поклоняться только Аллаху. Зайду принадлежат следующие слова: «Я следую религии нашего отца Ибрахима, даже если её не знаю».
Зайд был отцом выдающегося сподвижника Саида, полное имя которого — Саид ибн Зайд. Саид ибн Зайд был одним из десяти сподвижников, обрадованных Раем при жизни. Также Зайд ибн Амр был дядей Умара ибн аль-Хаттаба со стороны отца. Ещё до пророчества Мухаммада ﷺ Зайд понимал, что идолы, установленные в Каабе и вокруг неё, не слышат, не видят и не могут заменить истину. Он понимал, что поклонение идолам — это заблуждение. Зайд видел, что идолопоклонничество формирует у людей ужасные обычаи и традиции, которые толкают на убийство девочек и другие преступления.
Приводит Бухари от Абдуллаха ибн Умара: «Однажды Зайд ибн Нуфайль отправился в Шам, чтобы узнать [какой истинной] религии следует придерживаться. Встретив учёного из числа иудеев, Зайд стал расспрашивать об их религии, при этом добавив: «Быть может, я приму вашу религию, поэтому расскажи мне о ней!». Иудей сказал: «Ты не сможешь последовать нашей религии, пока не получишь свою долю гнева Аллаха!», — на что Зайд сказал: «Я пытаюсь избежать гнева Аллаха, ведь я никогда не смогу вынести Его гнев. Так как мне вытерпеть Его гнев?! Может, ты укажешь тогда мне на другую религию?». Иудей сказал: «Я не знаю иной религии, кроме религии ханифов». Зайд спросил: «Что за ханифы?», — на что иудей сказал: «[Последователи] религии Ибрахима, которые не относятся ни к иудеям, ни к христианам, они поклоняются только Аллаху».
[После этого] Зайд отправился дальше и встретил учёного из числа христиан. Зайд спросил его то же самое, на что христианин сказал: «Ты не сможешь последовать нашей религии, пока не получишь свою долю проклятия Аллаха!», — на что Зайд сказал: «Я пытаюсь избежать проклятия Аллаха, ведь я никогда не смогу вынести Его проклятия и гнева. Может, ты укажешь тогда мне на другую религию?». Христианин сказал: «Я не знаю иной религии, кроме религии ханифов». Зайд спросил: «Что за ханифы?», — на что он сказал: «[Последователи] религии Ибрахима, которые не относятся ни к иудеям, ни к христианам, они поклоняются только Аллаху». Когда Зайд услышал, что они (иудей и христианин) сказали ему о [религии] Ибрахима, то он покинул [христианина], а потом поднял обе свои руки и произнёс: «О Аллах! Я свидетельствую, что придерживаюсь религии Ибрахима!».
Приводит Бухари от Асмы, дочери Абу Бакра: «Как-то я увидела Зайда ибн Амра прислонившимся спиной к Каабе и говорящим следующее: «О курайшиты! Клянусь Аллахом, среди вас нет никого, кто бы придерживался религии Ибрахима, кроме меня!». Зайд [был из тех, кто] сохранял жизни маленьких девочек. Ведь если кто-то собирался убить свою дочь, он говорил ему: «Не убивай её! Я обеспечу её пропитанием!». Затем он забирал девочку, а когда она подрастала, то говорил её отцу: «Если хочешь, я верну её тебе. Но если желаешь, то я могу избавить тебя от обеспечения её пропитанием».
Зайд ибн Амр проживал в Мекке в ожидании появления Пророка ﷺ, поскольку ряд монахов указал ему на то, что в землях Хиджаза появится пророк. Сам Зайд говорил следующее: «Я изучил иудаизм и христианство, и они вызвали у меня неприязнь. Я находился в Шаме и близлежащих к нему землях, пока не пришёл в келью монаха. Остановившись у него, я рассказал ему о том, что покинул свой народ, рассказал ему о своей неприязни к поклонению идолам, иудаизму и христианству, на что он мне сказал: «О брат жителей Мекки! Я вижу, ты хочешь последовать религии Ибрахима. Ты требуешь религии, которой никто не придерживается сегодня, т.е. религии твоего отца Ибрахима, который был ханифом, а не иудеем и не христианином. Ибрахим молился и совершал земные поклоны перед Домом, который находится в твоём городе, поэтому держись своего города. Ведь скоро будет послан пророк из твоего народа и в твой город с религией Ибрахима, с религией ханифов! Этот пророк будет самым почтенным творением у Аллаха».
Ибн Исхак говорил: «Что касается Зайда ибн Амра ибн Нуфайля, то он не принял ни иудаизма, ни христианства, он удалился от религии своего народа, удалился от идолов, отказался от употребления мертвечины, крови, жертвенных животных идолам, отказался закапывать новорождённых девочек живьём. Зайд говорил: «Я поклоняюсь Господу Ибрахима». А также он говорил своему народу о греховности их религии». Зайд ибн Амр является автором известных строк:
أَرَبًّا وَاحِدًا أَمْ أَلْفَ رَبٍّ أَدِينُ إذَا تُقُسِّمَتْ الْأُمُورُ
«Одному ли богу мне поклоняться или тысяче, когда так всё запутано?».
Зайд ибн Амр объявил вражду идолам, поэтому группа курайшитов прогнала его из Мекки. Зайд был вынужден отправиться к горе Хира. Его дядя по отцу аль-Хаттаб поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Зайд мог проникать в Мекку лишь скрытно. Приводит Бухари от Абдуллаха ибн Умара:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَقِيَ زَيْدَ بْنَ عَمْرِو بْنِ نُفَيْلٍ بِأَسْفَلِ بَلْدَحٍ قَبْلَ أَنْ يَنْزِلَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْوَحْيُ فَقُدِّمَتْ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سُفْرَةٌ فَأَبَى أَنْ يَأْكُلَ مِنْهَا ثُمَّ قَالَ زَيْدٌ إِنِّي لَسْتُ آكُلُ مِمَّا تَذْبَحُونَ عَلَى أَنْصَابِكُمْ وَلَا آكُلُ إِلَّا مَا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَأَنَّ زَيْدَ بْنَ عَمْرٍو كَانَ يَعِيبُ عَلَى قُرَيْشٍ ذَبَائِحَهُمْ وَيَقُولُ الشَّاةُ خَلَقَهَا اللَّهُ وَأَنْزَلَ لَهَا مِنَ السَّمَاءِ الْمَاءَ وَأَنْبَتَ لَهَا مِنَ الْأَرْضِ ثُمَّ تَذْبَحُونَهَا عَلَى غَيْرِ اسْمِ اللَّهِ إِنْكَارًا لِذَلِكَ وَإِعْظَامًا لَهُ
«Как-то Пророк ﷺ повстречал Зайда ибн Амра ибн Нуфайля в нижней части [долины] Бальдах ещё до того, как ему стало ниспосылаться Откровение. Пророку ﷺ было предложено угощение, но он отказался от него, а потом Зайд [которому так же предложили это угощение] сказал: «Я не ем ничего из того, что вы приносите в жертву на жертвенниках для ваших идолов, я ем только то, над чем было произнесено имя Аллаха». Зайд ибн Амр порицал курайшитов за то, как они совершали жертвоприношения, говоря им: «Аллах создал овцу и ниспослал для неё воду с неба. Он вырастил для неё [траву] на земле, а вы закалываете её без упоминания имени Аллаха!». Этим он выразил своё порицание такому поступку, отнеся его к тяжким грехам».
Бухари приводит, что Зайд был из тех, кто сохранял жизни маленьких девочек. Ведь если кто-то собирался убить свою дочь, он говорил ему: «Не убивай её! Я избавлю тебя от обеспечения её пропитанием». Если Зайд видел, как человек с маленькой дочерью на руках быстрым шагом шёл в сторону ямы, излучающей палящий зной, дабы зарыть в неё свою дочь, то он преграждал ему путь, а затем умолял не делать этого. Если человек упорствовал, то Зайд говорил ему: «Не убивай её! Я обеспечу её пропитанием!». Затем он забирал девочку, а когда она подрастала, он говорил её отцу: «Если хочешь, я верну её тебе».
Убийство девочек осуществлялось двумя способами:
1) Беременная женщина подходила к вырытой уже яме, там же находилась принимающая роды женщина. Если рождался мальчик, то его оставляли в живых. Если же рождалась девочка, то её кидали в приготовленную яму.
2) Некоторые не сразу закапывали своих дочерей, они ждали, пока им исполнится семь лет. После достижения семилетнего возраста они говорили своей жене: «Наряди её, чтобы я мог вместе с ней навестить её близких». После того, как девочку наряжали, отец отводил её к колодцу. Подойдя с ней к колодцу, он говорил ей: «Посмотри в него», — и как только она туда заглядывала, он скидывал её в колодец, а затем закидывал камнями и землёй. В результате девочка погибала. Аллах сказал:
وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُم بِالْأُنثَىٰ ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌ ٥٨ يَتَوَارَىٰ مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ ۚ أَيُمْسِكُهُ عَلَىٰ هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ ۗ أَلَا سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает [свой гнев]. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребёнка с позором, или же закопает её в землю? Воистину, скверны их решения!» (16:58,59)
Что касается смерти Зайда ибн Амра, то в Судный день он будет воскрешён как целый народ. Зайд умер за пять лет до начала миссии пророчества Мухаммада ﷺ, когда же Мухаммад ﷺ стал Пророком, к нему пришёл Саид ибн Зайд (сын Зайда ибн Амра) и спросил:
يَا رَسُوْلَ اللَّهِ إِنَّ أَبِي كَانَ كَمَا رَأَيْتَ وَكَمَا بَلَغَكَ فَاسْتَغْفِرْ لَهُ
«О Посланник! Мой отец был таким, каким ты видел его, и таким, каким дошли до тебя о нём вести, так попроси прощения за него у Аллаха!», — на что он ﷺ сказал:
نَعَمْ، فَإِنَّهُ يَكُونُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أُمَّةً وَحْدَهُ
«Хорошо! [Но также знай, что] он воскреснет в Судный день как целый народ» (привёл Ибн Касир в книге «Ас-Сирату ан-набавия»).
Приводится от Джабира ибн Абдуллаха:
سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ زَيْدِ بْنِ عَمْرِو بْنِ نُفَيْلٍ أَنَّهُ كَانَ يَسْتَقْبِلُ الْقِبْلَةَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ وَيَقُولُ إِلَهِي إِلَهُ إِبْرَاهِيمَ وَدِينِي دِينُ إِبْرَاهِيمَ وَيَسْجُدُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُحْشَرُ ذَاكَ أُمَّةً وَحْدَهُ بَيْنِي وَبَيْنَ عِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ
«Как-то Посланника Аллаха ﷺ спросили о [положении] Зайда ибн Амра ибн Нуфайля [в Судный день], поскольку [видели, как] он стоял лицом к Каабе и говорил: «Мой Господь — это Господь Ибрахима, моя религия — это религия Ибрахима», — а затем совершал земной поклон. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В тот День он будет воскрешён как целый народ, который был между мной и Исой, сыном Марьям» (привёл Ибн Касир в книге «Ас-Сирату ан-набавийя»).
Саид ибн Мусайб упоминал Зайда ибн Амра следующими словами: «Зайд умер тогда, когда курайшиты строили Каабу, и произошло это за пять лет до ниспослания Откровения Посланнику Аллаха ﷺ. Когда же к нему пришла смерть, Зайд сказал: «Я — на религии Ибрахима!» (привёл Ибн Касир в книге «Ас-Сирату ан-набавийя»).
Амир ибн Рабиа (союзник Бану Ади ибн Кааб) сказал: «Как-то Зайд ибн Амр сказал мне: «Я ослушался свой народ и последовал за религией Ибрахима и Исмаиля, которые поклонялись и молились в сторону этой Кыблы. Я жду, когда будет послан пророк из народа Исмаиля. Но я думаю, что не застану его, но при этом я уверовал в него, я верю ему и свидетельствую, что он — пророк. Если ты проживёшь долго, то передай ему моё приветствие». Когда я принял Ислам, то сообщил Пророку ﷺ о словах Зайда. Пророк ﷺ ответил на его приветствие и попросил о ниспослании ему милосердия, а затем сказал:
وَلَقَدْ رَأَيْتُهُ فِي الْجَنَّةِ يَسْحَبُ ذُيُولًا
«Я видел его в Раю, волочащим подолы [своей одежды]» (привёл Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-бари»).