Нет ни одного вопроса, на который не было бы ответа в Шариате

Нет ни одного вопроса, на который не было бы ответа в Шариате

В Ливане получила известность небольшая книга под названием «Серьёзное невежество во многих вопросах вероубеждения», написанная доктором Асимом ибн Абдуллахом аль-Карьюти. В целом это хорошая книга, но, тем не менее, возникла необходимость пролить свет на один вопрос.

Мы хотели бы обратить внимание на сноску под номером «14» на десятой странице книги, где автор пишет:

«Но если на вопрос нет ответа в Шариате, то есть Шариат не говорит ни о дозволенности, ни о запретности, то исламскому правителю (Вали уль-амр) дозволено устанавливать правила и меры, которые люди обязаны соблюдать, потому что в этом заключается защита интересов общества. Например, правила дорожного движения и тому подобное. Установление таких правил не будет считаться оспариванием (ширк) права Аллаха на законодательство, как говорится в Коране:

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах» (5:44).

И в нашем случае нельзя сказать, что правление происходит не по законам Аллаха. Между двумя положениями есть разница. Многие авторы не знают этой разницы и не понимают её важности. Поэтому мы решили внести ясность».

Во-первых: утверждение «если на вопрос нет ответа в Шариате, то есть Шариат не говорит ни о дозволенности, ни о запретности» — ошибочное, потому что в мире нет вещей и поступков, на которые Шариат не дал бы решения об их дозволенности или запретности. Аллах говорит:

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89),

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Аллах может сообщить решение прямо, если названа вещь и решение по ней, например, запретность мертвечины, мяса свиньи и крови. Также Аллах может сообщить решение по конкретной вещи или поступку в рамках общего текста, например:

هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا

«Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (2:29).

То есть Создатель разрешил для нас всё, что на земле, за исключением тех вещей, на которые пришёл отдельный запрет. Кроме того, Аллах может указать в вещах какой-либо признак, и это называется мотивом (иллят). И где мы будем находить этот признак (иллят), туда будем переносить и решение Аллаха по методу аналогии (кыяс).

Если предположить, что «в Шариате нет ответа на некоторые вопросы», тогда Шариат будет несовершенным, а это недопустимо. Муджтахид может искать решение на вопрос и найти его, а может искать и не найти. Если даже муджтахид не нашёл ответа в Шариате на какой-либо вопрос, то ему непозволительно говорить, что в Шариате нет ответа на этот вопрос или что Шариат не рассматривает этот вопрос. В таком случае лучше повторить попытку и найти решение, а если не удастся, оставить это дело более знающему муджтахиду, как говорит Аллах:

وَفَوۡقَ كُلِّ ذِي عِلۡمٍ عَلِيمٞ

«И выше любого обладающего знанием есть более знающий» (12:76).

Учёные науки усуль фикх, рассматривая этот вопрос, поделились. Одна часть пришла к мнению, которое мы указали выше. То есть вещи в своей основе являются дозволенными, если нет доказательства на их запретность. Основой же в действиях является приверженность шариатскому решению. Нет таких действий и вещей, на которые не существовало бы шариатских решений. Шариат либо называет всё своими названиями и говорит по нему решение, либо даёт общее описание (сифат) и решение по нему, либо включает действие или вещь в значение общего текста, либо указывает признаки (иллят), вместе с которыми от действия к действию или от вещи к вещи кочуют и решения Аллаха по методу аналогии (кыяс).

Другая часть учёных заявила, что если Шариат ничего не говорит о чём-либо, тогда решением будет дозволенность (мубах). Своё мнение они доказывают словами Посланника Аллаха ﷺ:

اَلْحَلَالُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ وَالْحَرَامُ مَا حَرَّمَ اللَّهُ فِي كِتَابِهِ وَمَا سَكَتَ عَنْهُ فَهُوَ مِمَّا عَفَا عَنْهُ

«Разрешено то, что разрешил Аллах в Своей книге, и запрещено то, что Аллах запретил, а то, что Он не упомянул — это Его милость» (ат-Тирмизи),

وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رَحْمَةً لَكُمْ غَيْرَ نِسْيَانٍ فَلا تَبْحَثُوْا عَنْهَا

«А о чём Он умолчал — это милость для вас, но не по забывчивости, поэтому не расспрашивайте об этом» (Дарукъутни).

Также они приводят аят:

وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيّٗا

«Господь твой не забывчив» (19:64).

По мнению этой части учёных, нет поступка или вещи, которые не рассмотрел бы Шариат. Некоторые положения Шариат разъясняет прямо, а то, что не разъяснено прямо, по их мнению, подпадает под общее правило о дозволенности.

Исходя из вышесказанного, непростительно говорить о том, что Шариат не рассмотрел некоторые вопросы и не дал по ним решение о дозволенности или запретности. Также неуместно говорить о том, что Шариат оставил некоторые пробелы, которые должен заполнить исламский правитель (Вали аль-амр). Некоторые подумали, что в Шариате есть пробелы, но это не так. На самом деле пробелами они назвали то, что Аллах разрешил или простил.

Во-вторых: автор книги высказался о том, что дорожные правила являются одним из тех вопросов, которые Шариат не рассмотрел и не сказал ни об их запретности, ни об их дозволенности. Мы же скажем, что Шариат рассмотрел этот вопрос и дал решение — дозволенность. Известно, что движение по дорогам дозволено, а дороги входят в число общественных мест. Двигающийся же имеет право идти по правой стороне или по левой. Также он вправе выбирать для себя любое из направлений дорог. Подобные вопросы поднимались и при Посланнике Аллаха ﷺ, и он говорил решение. Более того, в главах о пользовании дорогами имеется много хадисов. Если же исламский правитель захотел внести порядок в движение по дорогам, что-то запретив, а что-то разрешив, он имеет на то право. Шариат велит подчиняться Вали уль-амру и запрещает ослушаться его. Шариат уже разъяснил то, что Вали уль-амр имеет право вносить порядок в дозволенные дела, а движение по дорогам как раз таки входит в их число. Поэтому мы и говорим, что Шариат рассмотрел этот вопрос и дал по нему решение, и никто не имеет права говорить, что Шариат не рассмотрел этот вопрос.

В-третьих: Аллах говорит:

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах» (5:44), — но не говорит: «Кто принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах».

Подобные высказывания автора книги указывают на то, что у него на уме. А на уме у него очень опасное понимание, потому что он не остановился на примере правил дорожного движения. На самом деле он хотел сказать, что решения (ахкамы), ниспосланные Аллахом, дают ответы на некоторые вопросы, но не дают ответы на другие. Якобы мусульмане придерживаются тех решений, которые были ниспосланы, и тогда считается, что они «принимают решения согласно тому, что ниспослал Аллах», а если дело дошло до тех вопросов, на которые «Шариат не дал ответа, не сказал ни о запретности, ни о дозволенности», тогда ответы надо искать не в Шариате. Таким образом, у подобных людей рождается идея о том, что «Коран и Сунна — это источники законодательства, но не единственные», что «можно пользоваться опытом других народов и наций в области законодательства, то есть импортировать законы». Какое же это заблуждение! Да, мусульманам разрешено пользоваться знаниями других народов и наций в области науки и технологий, поскольку это входит в значение хадиса:

أنْتُمْ أَعْلَمُ بِأَمْرِ دُنْيَاكُمْ

«Вы лучше знаете дела этого вашего мира» (Муслим).

Однако мусульманам запрещено отклоняться от шариатских решений. Аллах говорит:

وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ

«Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أحْدَثَ في أمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«Внёсший в наше дело то, что не имеет к нему отношения, будет отвергнут» (Ахмад).

Как уже было сказано, Шариат разрешил нам принимать что-то, опираясь на свой опыт, или перенимать у других народов и наций только в сфере науки и технологий. Сюда же относятся правила дорожного движения. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится, что мусульмане сами лучше знают дела этого мира. Отсюда и понимается дозволенность в подобных положениях. То есть в этих делах у мусульманина есть выбор: брать, опираясь на свои знания, или перенимать у других. Однако тут следует предельно ясно понимать, что означает «дела этого мира». Понять эти слова нам помогут другие шариатские тексты. Кому интересен вопрос, может поинтересоваться этим и провести собственное исследование. Мы же скажем, что науки, связанные с медициной, физикой, химией, космосом, растениями и животными, а также их ответвления, — всё это входит в число дозволенных вопросов и подпадает под смысл вышеприведённого хадиса. Администрирование или организация работы тоже считается дозволенным делом.

Следовательно, административная, организационная деятельность, научные исследования, промышленные и технологические работы тоже происходят согласно тому, что ниспослал Аллах. То есть, нельзя сказать, что в этих вопросах мы выходим за рамки Шариата. Так нельзя говорить ни в прямом смысле, ни в переносном.

Аллах, обращаясь к Своему Пророку ﷺ, говорит:

إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَىٰكَ ٱللَّهُۚ

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (4:105),

وَأَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ مُصَدِّقٗا لِّمَا بَيۡنَ يَدَيۡهِ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَمُهَيۡمِنًا عَلَيۡهِۖ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:48).

В этих аятах Аллах ограничил мусульман правлением только на основе Шариата. И поскольку Шариат — полноценный, тогда нет нужды прибегать к неисламским законам.

Ко всему сказанному можно привести ещё один хадис:

مَا كَانَ مِنْ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَهُوَ بَاطِلٌ، وَإِنْ كَانَ مِائَةَ شَرْطٍ

«Условия, которых нет в Книге Аллаха, являются недействительными, даже если это будет сто условий» (Бухари).

В этом хадисе говорится об условиях, которые противоречат тому, что ниспослал Аллах.

Таким образом, неправильно говорить, что «нет ничего плохого в том, чтобы принимать решения не согласно тому, что ниспослал Аллах», потому что это автоматически означает отказ от законов Аллаха. Надеемся на исправление автором этой ошибки в своей книге.

 

Из журнала «Аль-Ваъй», выпуск №5, октябрь 1987 года.