Вместе со Священным Кораном (3:31)

Вместе со Священным Кораном (3:31)

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Всевышний Аллах говорит:

قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۚ وَٱللَّهُ غَفُورٞ رَّحِيمٞ٣١

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31).

Шейх Мухаммад Мутавалли аш-Шаарави пишет в своём тафсире:

Мы должны знать, что каждый раз, когда аят начинается со слова «скажи», это является доказательством того, что последующие слова являются тем, что Пророк ﷺ донёс до людей от своего Господа. То есть он донёс само веление Аллаха и то, что велено делать людям. Некоторые, чьи сердца уклоняются в сторону, могут сказать, что Пророк ﷺ мог донести только следующие слова: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас...». Наш ответ будет таким: если бы Пророк ﷺ донёс до людей только следующую часть, тогда донёс бы то, что Аллах требует от людей, но не донёс бы само веление Аллаха полностью. Почему? Потому что веление Аллаха — это «скажи», а то, что Аллах требует от людей — это «если вы любите Аллаха...». Каждое послание, которое начинается со слова «скажи», показывает, что Пророк ﷺ донёс до людей как сам приказ Аллаха, так и то, что Аллах требует от людей. Это указывает на то, что Пророк ﷺ донёс до людей всё, что Аллах сообщил ему.

Некоторые хотят убрать слово «скажи» из Корана и вместо «Скажи: «Он — Аллах Единый» читать «Он — Аллах Единый». Таким мы ответим: вы хотите, чтобы Пророк ﷺ донёс послание Аллаха, но не донёс само веление.

Аллах говорит: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас». На что указывают эти слова? Люди утверждают, что любят Аллаха, но не следуют тому, что Пророк ﷺ принёс от Аллаха. Они думают, что любовь к Аллаху — это одно, а следование Его велениям — это другое. Но Аллах имеет преимущество над Своими творениями в том, что сотворил и поддержал, а это — милость. Аллах имеет преимущество в том, что может возлагать обязательства, поскольку обязательства ложатся на обязанного, но не ложатся на обязующего. Вот это и является милостью.

Аллах ни в ком и ни в чём не нуждается. Возлагая на нас обязательства, Он хочет, чтобы мы следовали закону, который сохраняет порядок в жизни человека. Приведём пример с автомобилем, сделанным руками человека. Инженер, спроектировавший автомобиль, устанавливает закон, который сохранит его функциональность. В этом законе перечислены инструкции по эксплуатации. В этой инструкции пишется: «делай это» и «не делай того». Инженер определяет для этой машины место и способы эксплуатации.

Инженер составил список правил обслуживания и пользования автомобилем и напечатал его в небольшой брошюре. Всё это делается в интересах того, кто будет использовать автомобиль. Мы говорили о том, что спроектировал человек, а что тогда сказать о том, что создал Аллах?! Аллах создал человека, поддержал его, возложил на него обязательства. И эти обязательства — лишь продолжение создания и поддержки. Если бы Аллах не дал нам систему движения жизни в виде «делай» и «не делай», тогда не было бы смысла в создании и поддержке человека. Аллах возложил на нас обязательства для доведения до совершенства Своей милости. И если человек понимает мощь Аллаха и любит Его по причине создания и поддержки, тогда человек должен знать и то, что Аллах имеет преимущество над ним, то есть человек должен взять на себя обязательства от Него. Следовательно, человек любит Господа, Который возложил на него обязательства веры.

Возможно, человек любит Аллаха, но следует понимать разницу между любовью человека к Аллаху и любовью Аллаха к человеку. Может случиться так, что возложенная обязанность покажется человеку сложной, и он оставит её. Поэтому мы говорим, что недостаточно любить Аллаха только за то, что Он создал и поддержал человека. Ведь в таком случае человек игнорирует милость, выраженную в возложенных на него обязательствах, которые приносят только добро. Но милость от возложенных обязательств будет достигнута только тогда, когда человек возьмёт эти обязательства на себя, а не будет оставлять их без внимания. Можно найти людей, любящих Аллаха, потому что Он создал их и снабдил всеми средствами к жизни. Но Аллах любит человека только тогда, когда последний признаёт милость Аллаха, выраженную в возложенных обязательствах. То есть Аллах любит того человека, который понимает ценность милости, оказанной ему в виде возложенных обязательств.

Мы видим человека, который любит другого человека, но ему не отвечают взаимностью. Аль-Мутанабби писал: «Ты можешь любить... И нет ничего хуже, когда ты любящий, но нелюбим».

Аль-Мутанабби оплакивает того, кто любит человека, но не видит взаимности. Некоторые заявляют, что любят Аллаха, потому что Он оказал милость им, создав и поддержав их, а после этого пренебрегают Им или не заставляют себя выполнить возложенные обязательства. Таким мы скажем: вы отказались от части любви к Аллаху, поскольку Аллах возложил на вас обязательства не в Своих интересах, а в ваших же, и возложение обязательств не менее важно, чем создание и поддержка.

Почему? Потому что возложенные обязательства — это единственно правильное продолжение создания и поддержки. Как известно, любовь — это привязанность души. Любовь Аллаха к творениям выражается в прощении, милости и довольстве, а любовь человека к Аллаху выражается в подчинении. Любить в душе способен каждый человек, но Аллах требует любить душой и телом. Поэтому человек должен искать возложенные на него обязательства и выполнять их. Это будет подчинением и выражением любви. И тогда он встретит со стороны Аллаха взаимность в виде прощения, милости и довольства.

Требуемая Шариатом любовь отличается от любви в её узком смысле. Я говорю это для того, чтобы все знали, что Аллах устанавливает справедливость. Он не обременяет человека чрезмерно, не возлагает на него сверх его способностей или сил. Любовь к Аллаху, которая связана с обязательствами, возложенными на человека, — это ментальная любовь. Следует различать ментальную любовь и эмоциональную любовь. Эмоциональная любовь не поддаётся влиянию. Невозможно заставить человека проявить эмоциональную любовь к кому-либо. У эмоциональной любви нет закона. Человек любит своего ребёнка, даже если ребёнок имеет низкий интеллект или инвалидность. Он любит эмоционально, даже если ему не нравится слабоумие.

По отношению к ребёнку соседа или даже ребёнку врага человек проявляет чувства совсем по-другому. Полюбить ребёнка соседа или ребёнка врага можно только ментально, но никак не эмоционально. Доказательством этого является то, что, когда у человека есть хорошие вещи, он отдаёт их своему ребёнку, а не соседскому. Здесь и проявляется разница между ментальной и эмоциональной любовью.

Возложение обязательств всегда связано со способностями человека, то есть это — ментальная любовь. Ментальная любовь заставляет человека задаться вопросами: что было бы с моей жизнью без этой религии? Что было бы с этим миром без милости Аллаха и Его религии? Что было бы, если бы Аллах не отправил к нам Посланника? Всё это связано с ментальной любовью.

Ментальная любовь может расти и превращаться в эмоциональную. Но всё, что требуется от человека, — это ментальная любовь, а не эмоциональная. Именно в этом значении мы должны понимать хадис, сообщённый Умаром ибн аль-Хаттабом от Посланника Аллаха ﷺ:

لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» (Бухари, Муслим).

Услышав эти слова, Умар спросил: «Может ли любовь к тебе быть сильнее, чем любовь к себе? Я люблю тебя больше, чем своё имущество и своих детей, но не могу любить больше, чем самого себя». Таким искренним был Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), следуя своей вере. Но Пророк ﷺ повторил свои слова во второй раз и в третий. Тогда Умар понял, что Аллах вменил это в обязанность и что эта любовь под силу человеку. То есть он понял, что речь идёт о ментальной любви, а не эмоциональной. Тогда Умар воскликнул: «А что теперь ты скажешь, о Посланник Аллаха?». Тогда Пророк ﷺ ответил ему: «Теперь да, о Умар!». Имеется в виду «теперь твоя вера стала совершенной». Умар понял, что Пророк ﷺ требует от них ментальную любовь. Приведём пример, чтобы вопрос не оставался неясным в сердцах и умах. Человек может посмотреть на горькое лекарство и спросить себя, любит он это лекарство или нет? Он любит это лекарство ментально, но не эмоционально. Следовательно, ментальная любовь — это привязанность к тому, в ком по твоему мнению есть добро и польза для тебя, даже если в некоторой степени испытывается антипатия к нему. И когда тебе становятся ясны пределы пользы в чём-то, ты начинаешь любить это эмоционально. Вера же требует от человека ментальной любви, которая затем перерастает в эмоциональную любовь. Посмотрите, что говорит Аллах: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас». Эта любовь — не просто пустые слова. Когда человек любит кого-то, тогда начинает любить всё, что связано с ним. Известный поэт сказал: «Всё, что делает любимый человек, становится любимым».

Если вы любите Посланника Аллаха ﷺ, тогда следуйте за ним, как требуется верой. Тогда вы поймёте разницу между «следуйте за мной» и «слушайте меня». Следование — это изменение своего поведения. Поэтому, если ты любишь Посланника Аллаха ﷺ, тогда должен изучать, как он поступал, и поступать так же. Если же твоя любовь просто на словах, тогда ты не будешь поступать так же, как поступал он. То есть это неискренняя любовь. Свидетельством искренности заявленной любви является следование за Посланником Аллаха ﷺ. Если мы последуем за ним, тогда мы взяли на себя требование Аллаха, которое обернётся для нас милостью. Мы берём это на себя, несмотря на то, что это может быть сложно. И Аллах любит нас, потому что мы выбрали Его веление, несмотря на трудности.

В этом аяте Аллах как будто говорит нам: «Вы полюбили меня за то, что Я вас создал и поддержал, но на этом вы остановились, не взяв на себя Мои требования, которые показались вам сложными». Следует поразмыслить: в чьих интересах эти требования: в интересах Аллаха или человека? Нет сомнения в том, что эти требования в интересах самого человека.

Мы должны считать возложение обязательств милостью для нас. Таким образом, милостью от Аллаха является создание, поддержка и возложение обязательств. То есть, если мы любим Аллаха за то, что Он нас создал и поддержал, то так же мы должны и любить Его за то, что Он возложил на нас. Выполнение этих обязательств и будет доказательством искренней любви. И если мы докажем искренность своей любви к Аллаху, тогда и Он полюбит нас. Каждый знает, что любовь к Аллаху не ускоряется и не задерживается, а любовь Аллаха к тебе может ускориться или задержаться.

Аллах ниспослал следующие слова, чтобы Посланник Аллаха ﷺ зачитал их людям: «следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас». Пророк ﷺ зачитывал людям всё, что получал от Аллаха, не утаивая ничего из того, что было велено донести. Никто не может проводить разделение между Пророком ﷺ и Аллахом, поскольку Мухаммад ﷺ лишь доносил от Аллаха всё, что ему было велено донести. Затем Аллах говорит: «и простит вам ваши грехи». То есть прощение грехов происходит согласно тому закону, который среди людей известен как обратная сила. Кто до сих пор не озадачивал себя этим вопросом, то есть не думал о том, любит ли его Аллах и следует ли он за Посланником Аллаха ﷺ, тот обязан в срочном порядке озадачиться этим вопросом, последовать за Пророком ﷺ и выполнить требование веры. И тогда Аллах простит ему прежние грехи. Но какие именно грехи будут прощены? Речь идёт о том грехе, из-за которого некоторые не следуют за Посланником Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ принёс решение по этому вопросу. А мы знаем и убеждены в том, что Аллах справедлив и не наказывает никого за прежний грех, если человек соглашается выполнять предписания веры. Те, до кого Посланник Аллаха ﷺ донёс Послание, должны поразмыслить над тем, что было донесено. Это требование Аллаха не станет аргументом до тех пор, пока не будет сообщено человеку. Пророк ﷺ донёс требование, поэтому Аллах простит прежние грехи за выполнение требования. Затем Аллах говорит: «Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». То есть прощение и милосердие может исходить только от Аллаха.

В следующем аяте Аллах говорит:

قُلۡ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَإِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡكَٰفِرِينَ٣٢

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32). Ранее я уже говорил, что повиновение в Коране имеет три вида, и одним из этих видов является «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Аллах в этом аяте не повторяет слово «повинуйтесь», а приказывает один раз. А кому нужно повиноваться? И тут ответ: «Аллаху и Посланнику». Когда в предыдущем аяте говорилось:

فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ

«Следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3:31), — имелось в виду, что повиновение верующих Посланнику ﷺ исходит из повиновения Аллаху. Посланник ﷺ не сказал «повинуйтесь мне», а сказал «повинуйтесь Аллаху». Поэтому Аллах в аяте не повторил слово «повинуйтесь» дважды. Аллах объединил повиновение, указывая на то, что повиновение Посланнику ﷺ — это и есть повиновение Аллаху.

Всевышний Аллах говорит:

قُلۡ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَإِنَّمَا عَلَيۡهِ مَا حُمِّلَ وَعَلَيۡكُم مَّا حُمِّلۡتُمۡۖ وَإِن تُطِيعُوهُ تَهۡتَدُواْۚ وَمَا عَلَى ٱلرَّسُولِ إِلَّا ٱلۡبَلَٰغُ ٱلۡمُبِينُ٥٤

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику». Если вы отвернётесь, то ведь он отвечает за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то, что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путём. На Посланника возложена только ясная передача откровения» (24:54). В этом аяте три раза используется слово «повиновение/подчинение». Первый раз — приказ повиноваться Аллаху, второй раз — приказ повиноваться Посланнику Аллаха ﷺ, а в третий раз Аллах как будто говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا٥٩

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59).

В чём же смысл требований в различных видах? Иногда приказ исходит от Аллаха, но приносит его Посланник Аллаха ﷺ, подтверждая это своими словами и делами. Выполняя этот один приказ, верующий повинуется сразу и Аллаху, и Его Посланнику ﷺ. Иногда же приказ исходит от Аллаха в общих чертах, а Посланник ﷺ поясняет детали этого приказа. К примеру, Аллах говорит:

وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمۡ تُرۡحَمُونَ٥٦

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, — быть может, вы будете помилованы» (24:56).

Никто не знал, сколько намазов в день нужно совершать, сколько ракятов должно быть в каждом намазе и как вообще совершать намаз. Все эти детали намаза нам пояснил Посланник Аллаха ﷺ. Поэтому в общих чертах этого вопроса верующий повинуется Аллаху, а в деталях повинуется Посланнику ﷺ. Есть два повиновения: Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Что касается объединённых вопросов, то в них — повиновение одновременно и Аллаху, и Его Посланнику ﷺ, потому что приказ один. Что касается вопроса, который в общих чертах исходит от Аллаха, а детали поясняются Посланником ﷺ, то здесь верующий в общих чертах повинуется Аллаху, к примеру, совершая намаз, а в деталях повинуется Посланнику Аллаха ﷺ, к примеру, в деталях намаза и способе совершения намаза. Иногда приказ сообщается в виде предоставления права Аллахом Своему Посланнику ﷺ. Как будто Аллах обращается к Пророку ﷺ и говорит: «Ты утверждаешь эти приказы». К примеру, Аллах говорит в Коране:

وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

Аллах позволил Посланнику ﷺ издавать необходимые законы, чтобы улучшить жизнь мусульман. Аллах дал ему общие полномочия. И поскольку Пророк ﷺ получил полномочия от Аллаха, тогда верующие обязаны повиноваться тому, что он говорит, даже если Аллах не говорит этого. К примеру, мы не найдём в Коране доказательства того, что намаз фаджр совершается в два ракаата, или что намаз зухр такой же, как намаз аср, или что магриб — в три ракааата, а иша — в четыре ракаата. Доказательством в этих случаях выступают пояснения Пророка ﷺ. Как говорит Аллах:

وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

А это — уже доказательство из Корана. Как известно, приказ повиноваться имеется в Коране в трёх видах: первый — когда Аллах и Посланник ﷺ объединены в один приказ, к примеру — «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Второй вид — когда приказывается повиноваться Аллаху в общих чертах, а Посланнику ﷺ — в деталях, к примеру — «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику». Третий вид — когда от Аллаха не исходит никакого приказа, но Аллах уполномочил Пророка ﷺ издавать приказы. Доказательством этого служат слова Аллаха:

وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7). То есть повинуйтесь Посланнику ﷺ. Затем Аллах велит повиноваться «обладающим влиянием среди вас», сказав:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا٥٩

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59).

Аллах не выделил отдельным повиновением «обладателей влиянием», как это сделал с «повинуйтесь Аллаху» и «повинуйтесь Посланнику», чтобы повиновение было лишь одним. Аллах в аяте разделил «повиновение Аллаху» и «повиновение Посланнику», а повиновение обладателям влияния исходит из «повиновения Посланнику». Почему? Потому что отдельного повиновения обладателям влияния не существует. Верующие повинуются им до тез пор, пока те сами повинуются Аллаху и Посланнику ﷺ. Нет повиновения обладателям влияния, если это не ведёт к повиновению Аллаху и Посланнику ﷺ.

Аллах говорит:

قُلۡ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَإِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡكَٰفِرِينَ٣٢

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32). Аллах велел Посланнику ﷺ донести до тех, которые говорят, что любят Аллаха, условия, при соблюдении которых и Аллах полюбит их. То есть Посланнику ﷺ велено пояснить им то, в чём есть польза для них, поскольку любовь Аллаха — это самое ценное, что может получить человек.

Следование за Посланником ﷺ и повиновение Аллаху и Посланнику ﷺ — это способ выразить свою любовь к ним. Если же они отвратятся и не последуют за Посланником ﷺ, тогда откроют себе дорогу в неверие. Посмотрите, что говорит Аллах: «Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих». Это самое ясное объяснение из тех, что могут быть. Слово «отвратятся» означает, что, услышав аяты Аллаха, они не примут и отвергнут, то есть не согласятся с решением Аллаха, а затем лень помешает им реализовать его. Они отвергли решение Аллаха, поэтому я говорю: пусть те, кто нарушает веления Аллаха, помнят разницу между тем, что веление Аллаха принимается за истинное решение, и между принуждением души к следованию этому решению и его осуществлению.

Остерегайся, о мусульманин, отрицать полностью решения, которые ты не можешь или не в силах выполнить. Если ты будешь отрицать его, тогда выведешь себя из Ислама и ввергнешь в неверие. Ты должен верить в решение Аллаха и говорить: «Это решение Аллаха, оно правильное, но я не в силах его реализовать». В таком случае ты будешь грешником, но не впадёшь в неверие. Пояснив для нас основы вероубеждения, Аллах говорит:

شَهِدَ ٱللَّهُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَأُوْلُواْ ٱلۡعِلۡمِ قَآئِمَۢا بِٱلۡقِسۡطِۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ١٨

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18).

Разъяснив то, что людям дарована власть над своей верой, что Аллах способен на всякую вещь, что Он удлиняет день за счёт ночи и удлиняет ночь за счёт дня, что выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого — после всего этого Аллах показывает путь того, как заслужить любовь Аллаха. Если человек любит Аллаха за то, что Аллах создал его и поддержал, и желает, чтобы Аллах полюбил его, тогда он должен повиноваться Аллаху и Посланнику ﷺ, выполняя все возложенные на него обязательства.

Установив принципы веры, доктринальные и законодательные, Аллах даёт практические примеры того, как должен себя вести человек. Это потому, что есть разница между тем, что было выдвинуто видение, а когда пришло время выполнить веление, нет никого, кто бы его выполнил. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей и не возлагает ничего напрасно. Аллах как бы говорит: «Я возложил на вас обязательства веры. И вы, будучи Моими творениями, в силах принять эти обязательства и выполнять их». Аллах приводит примеры, чтобы вопрос стал более ясным для нас. Мухаммад ﷺ был отправлен к неграмотной Умме. Ислам был для них чем-то новым. Поэтому Аллах приводит примеры из прошлого. Эти примеры показывают, что Ислам не является чем-то невозможным. Религия, которая пришла к Адаму (а.с.) — это религия, которая пришла к Ибрахиму (а.с.), к роду Имрана, Мусе (а.с.) и Исе (а.с.).

Аллах наделяет благами религии людей, последовавших за тем, что пришло от Аллаха. Ислам же пришёл, чтобы отменить некоторое из того, что было в прежних Посланиях, и поставить всё в одно русло до Судного Часа. Этим единым истинным руслом является Ислам — русло абсолютного величия. Аллах говорит:

إِنَّ ٱللَّهَ ٱصۡطَفَىٰٓ ءَادَمَ وَنُوحٗا وَءَالَ إِبۡرَٰهِيمَ وَءَالَ عِمۡرَٰنَ عَلَى ٱلۡعَٰلَمِينَ٣٣

«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана» (3:33).