بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Первое, что должен осознать каждый мусульманин, — это существование сопровождающего его спутника-шайтана, который вместе со своим племенем видит нас там, где мы его не видим. Он сопровождает нас от начала жизни и до конца. Его единственная забота состоит в том, чтобы одержать верх над мусульманином, подталкивая его к неверию и ослушанию, одолевая его сердце, ум и остальные органы посредством наущения, искушения, побуждения, соблазна и приукрашивания.
Мусульманин может победить шайтана только своей верой, послушанием Аллаху, постоянным упованием на Него, покаянием и стремлением к прощению, не повинуясь шайтану в любых религиозных и мирских делах. Поклонение не будет искренним ради Аллаха до тех пор, пока мусульманин не станет избегать шайтана и не станет считать его своим врагом. Первое, что мусульманин должен всегда держать в своём уме и сердце, — это то, что шайтан является его главным врагом, единственная миссия которого состоит в том, чтобы ввести мусульманина в заблуждение, прельстить надеждами и отправить человека в Ад. Причина этой вражды заключается в том, что Аллах повелел шайтану пасть ниц перед только что созданным Адамом, но он проявил высокомерие и отказался, утверждая, что он лучше Адама. За это Аллах низверг и изгнал его из Рая, обесчещенного и разгромленного, и пообещал ему и его потомству Ад. Эта борьба не прекратится, пока мусульманин не умрёт. Несчастный — это тот, кто оказался на стороне шайтана, а счастливый — это тот, кого Аллах оградил от него. Это борьба не только между мусульманами и шайтаном, но и между партией Аллаха и партией шайтана. Шайтан — это враг, от которого нужно искать защиты.
Мусульманину необходимо знать пути, которыми шайтан искушает его. Шайтан приукрашивает ложь и призывает к ней, провоцирует мусульманина на совершение запретного и пробуждает в нём пыл невежества. Это — борьба души, о которой люди не желают думать. Шайтан способен на многое, но он не имеет физической власти над мусульманином и не может заставлять выполнять свои приказы. Аллах говорит:
وَقَالَ ٱلشَّيۡطَٰنُ لَمَّا قُضِيَ ٱلۡأَمۡرُ إِنَّ ٱللَّهَ وَعَدَكُمۡ وَعۡدَ ٱلۡحَقِّ وَوَعَدتُّكُمۡ فَأَخۡلَفۡتُكُمۡۖ وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيۡكُم مِّن سُلۡطَٰنٍ إِلَّآ أَن دَعَوۡتُكُمۡ فَٱسۡتَجَبۡتُمۡ لِيۖ فَلَا تَلُومُونِي وَلُومُوٓاْ أَنفُسَكُمۖ مَّآ أَنَا۠ بِمُصۡرِخِكُمۡ وَمَآ أَنتُم بِمُصۡرِخِيَّ إِنِّي كَفَرۡتُ بِمَآ أَشۡرَكۡتُمُونِ مِن قَبۡلُۗ إِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ لَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٞ٢٢
«Когда дело свершится, дьявол скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (14:22).
Куртуби в тафсире этого аята пишет: «У меня не было над вами никакой власти» — доводов и пояснений. То есть «Я не показывал вам доказательства того, что обещал и приукрашивал в этом мире. Я лишь звал, а вы ответили. Я лишь обольстил, а вы пошли за мной». Шайтан скажет: «Я не принуждал вас делать то, к чему звал». «Я звал вас» — это форма исключения, то есть: я ничего не делал, кроме того, что звал, нашёптывая, а вы ответили мне по собственному выбору. «Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя». «У меня не было над вами никакой власти» — то есть власти над вашими сердцами и вашей верой, я лишь звал, а вы ответили».
Ахмад ан-Насаи передаёт в своей книге «Сахих», что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ الشَّيْطانَ قَعَدَ لابْنِ آدَمَ بأَطْرُقِهِ فَقَعَدَ لهُ بِطَرِيقِ الإِسْلامِ فقالَ تُسْلِمُ وَتَذَرُ دِينَكَ ودِينَ آبائِكَ وآباءِ آبائِكَ فَعَصاهُ فأَسْلَمَ ثمَّ قَعَدَ لهُ بِطَرِيقِ الهِجْرَةِ فقالَ تُهاجِرُ وَتَدَعُ أرْضَكَ وسَماءَكَ وإِنَّمَا مَثَلُ المُهاجِرِ كَمَثَلِ الفَرَسِ في الطَّوْلِ فَعَصاهُ فَهاجَرَ ثمَّ قَعَدَ لَهُ بِطرِيقِ الجِهادِ فقالَ تُجاهِدُ فَهُوَ جَهْدُ النَّفْسِ والمالِ فتُقاتِلُ فَتُقْتَلُ فَتُنْكَحُ المَرْأَةُ ويُقْسَمُ المَالُ فَعَصاهُ فَجاهَدَ فَمَنْ فَعَلَ ذلِكَ كانَ حَقّاً على اللَّهِ أنْ يُدْخِلَهُ الجَنّةَ ومَنْ قُتِلَ كانَ حَقّاً على اللَّهِ أنْ يُدْخِلَهُ الجَنّةَ وإنْ غَرِقَ كانَ حَقّاً على اللَّهِ أنْ يُدْخِلَهُ الجَنّةَ وإنْ وقَصَتْهُ دابَّتُهُ كانَ حقّاً على اللَّهِ أنْ يُدْخِلَهُ الجَنّةَ
«Поистине, шайтан сидит у путей сына Адама. Он сидит на его пути к Исламу и говорит: «Неужели ты примешь Ислам и оставишь религию своего отца и деда?!». Однако он не слушается его и принимает Ислам. Тогда он садится на его пути к хиджре и говорит: «Неужели ты покинешь родную землю и небо?! Ведь, поистине, переселенец (в чужой местности) подобен лошади на привязи!». Но он не слушает его и совершает хиджру. Затем он садится на его пути к джихаду и говорит: «Ты собираешься делать джихад, который является трудностью для души и имущества?! Если ты будешь сражаться, тебя (могут) убить, жена твоя выйдет замуж (за другого), а твоё имущество будет разделено (между наследниками)!». Но он не слушается его и совершает джихад. И всякого, кто сделает это, Аллах обещал ввести в Рай. И того, кто будет убит, Аллах обещал ввести в Рай. Если он утонет, Аллах обещал ввести его в Рай. И если он упадёт с верхового животного (и сломает шею), Аллах обещал ввести его в Рай».
Шайтан — явный враг человека. Он с самого начала творения земли известен своей неприязнью к человеку. Он занимается наущением человеку так, что это мешает ему обратить свой лик к Аллаху. Посланник Аллаха ﷺ в вышеприведённом хадисе говорит: «Поистине, шайтан сидит у путей сына Адама», — то есть сидит на путях к истине и спасению и пытается помешать ему двигаться дальше по этим путям. «Он сидит на его пути к Исламу» и, пытаясь помешать ему принять Ислам, говорит: «Неужели ты примешь Ислам и оставишь религию своего отца и деда?!». Шайтан порицает принятие Ислама, говоря, что это противоречит религии его отцов. «Однако он не слушается его», то есть сын Адама «не слушается его и принимает Ислам».
«Тогда шайтан садится на его пути к хиджре», чтобы помешать совершить эту хиджру, и говорит: «Неужели ты покинешь родную землю и небо?!». Желая остановить сына Адама, шайтан возвеличивает его родную землю. А затем говорит: «Ведь, поистине, переселенец (в чужой местности) подобен лошади на привязи!». Шайтан обманывает сына Адама, говоря ему, что переселенец на чужбине подобен привязанной лошади, то есть ни с кем не общается и не взаимодействует. Он говорит, что это подобно лошади на привязи, которая пасётся только в пределах длины верёвки. В то же время, по его наущениям, тот, кто живёт в своей местности, ничем не ограничен и может ходить где угодно, подобно вольно пасущейся лошади. Шайтан наущает и пугает верующего, напоминая ему о трудностях и невзгодах. Шайтан проводит различие между ограничениями религии и между жизнью неверующего, который не знает никаких границ и не связан приказами и запретами. Таким образом он пытается сбить сына Адама от пути веры. Но верующий «не слушает его и совершает хиджру».
«Затем Шайтан садится на его пути к джихаду и говорит: «Ты собираешься делать джихад, который является трудностью для души и имущества?!». Таким образом Шайтан приуменьшает значимость джихада, говоря о том, что джихад лишает имущества и жизни. Он говорит: «Если ты будешь сражаться, тебя (могут) убить». То есть возмездием за участие в джихаде станет твоя смерть. Шайтан продолжает: «Жена твоя выйдет замуж (за другого), а твоё имущество будет разделено (между наследниками)!». «Но сын Адама не слушается его и совершает джихад».
Посланник Аллаха ﷺ говорит: «И всякого, кто сделает это», — то есть не послушается шайтана, войдёт в Ислам, совершит хиджру и отправится на джихад, «Аллах обещал ввести в Рай». Далее перечисляется: «И того, кто будет убит, Аллах обещал ввести в Рай. Если он утонет, Аллах обещал ввести его в Рай. И если он упадёт с верхового животного (и сломает шею), Аллах обещал ввести его в Рай». Говоря, что «Аллах обещал ввести его в Рай», Посланник Аллаха ﷺ поставил в один ряд все случаи, когда верующий погибает на пути Аллаха. То есть, нет разницы, был ли он убит, или утонул, или упал с верхового животного, или погиб при других обстоятельствах, Аллах введёт его в Рай.
В этом хадисе есть предостережение от шайтана, который поджидает верующего на всех путях к добру. Поэтому верующий должен быть бдительным и просить помощи у Аллаха.
В сборниках Ахмада и Муслима приводится рассказ Ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ، إِلَّا وَقَدْ وُكِّلَ بِهِ قَرِينُهُ مِنَ الْجِنِّ. قَالُوا: وَإِيَّاكَ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: وَإِيَّايَ، إِلَّا أَنَّ اللهَ أَعَانَنِي عَلَيْهِ فَأَسْلَمَ، فَلَا يَأْمُرُنِي إِلَّا بِخَيْرٍ
«Нет из вас никого, чтобы не было с ним приставника из числа джиннов!». Его спросили: «И с тобой, о Посланник Аллаха?!». Он ответил: «И со мной, однако Аллах помог мне против него, и он принял Ислам и не велит мне ничего, кроме благого!». Этот шайтан никогда не покидает человека, будь он хорошим или плохим. Единственная забота шайтана состоит в том, чтобы отвернуть от добра и подтолкнуть к злу. Таким образом, каждого человека по жизни сопровождает шайтан, как говорится в хадисе.
Сообщается от Сафии бинт Хуяй, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الْاِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ
«Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека подобно крови» (Ахмад, Бухари, Муслим). В этом хадисе поясняется, насколько шайтан находится близко к человеку.
Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا قَرَأَ ابْنُ آدَمَ السَّجْدَةَ فَسَجَدَ اعْتَزَلَ الشَّيْطَانُ يَبْكِي، يَقُولُ: يَا وَيْلَهُ أُمِرَ ابْنُ آدَمَ بِالسُّجُودِ فَسَجَدَ فَلَهُ الْجَنَّةُ، وَأُمِرْتُ بِالسُّجُودِ فَأَبَيْتُ فَلِيَ النَّارُ
«Если сын Адама прочтёт аят (после чтения которого совершается земной поклон) и совершит земной поклон, то шайтан удаляется, плача и восклицая: «Сыну Адама было велено совершать земные поклоны, и он совершает их, и ему (за это воздаянием станет) Рай, а мне было велено склониться до земли, но я отказался, и теперь меня ожидает (адский) Огонь!» (Ахмад, Муслим). Шайтан плачет не из сожаления о своём ослушании и не из покаяния, а из-за своей чрезмерной зависти, гнева и боли.
Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ المُؤْمِنَ لَيُنْضِي شَيَاطِينَهُ كَمَا يُنْضِي أَحَدُكُمْ بَعِيرَهُ فِي السَّفَرِ
«Поистине, правоверный способен изнурить своего шайтана подобно тому, как кто-то из вас изнуряет своего верблюда во время поездки» (Ахмад).
В книге «Шарх аль-Джами ас-Сагир» пишется: «Когда говорится «способен изнурить своего шайтана», имеется в виду «лишить сил» или «истощить, унижая и угнетая». Когда шайтан обращается к его сердцу, то верующий защищается, познавая своего Господа. А когда шайтан обращается к его желаниям, верующий защищается поминанием Аллаха. И так каждый раз верующий изнуряет своего шайтана. Верблюда истощает груз, который он несёт в пути, а шайтана истощает гнев, который охватывает его, когда верующий повинуется Аллаху. В хадисе говорится «изнурить», но не говорится «избавиться», потому что верующий не сможет избавиться от шайтана, пока жив. Борьба с этим шайтаном будет продолжаться до самой смерти человека. Но истинный верующий никогда не будет повержен шайтаном, хотя и избавиться от него он не в состоянии, пока в его жилах течёт кровь. Пока человек жив, двери к его сердцу всегда будут открытыми для шайтана. Этих дверей много: желание, гнев, вспыльчивость, жадность, богатство и многое другое. Пока дверь открыта, враг не упустит возможности войти, а остановить его можно только путём борьбы».
Ибн Кайим так комментирует этот хадис: «Каждый раз, когда шайтан наущает верующего, то получает в ответ удары в виде поминания, обращения, прощения и повиновения. Этот шайтан — в постоянных мучениях. А шайтан безнравственного человека — в постоянном покое и радости, и поэтому не тратит ни капли своих сил. Кто не наказывает своего шайтана в этом мире поминанием Аллаха, просьбами о прощении и повиновением, тому шайтан в Следующей жизни принесёт адское пламя».