«Ты верил, когда другие не верили. Ты признавал, когда другие отрекались. Ты был верен своему обету, когда другие предавали. Ты шел вперед, когда другие убегали назад» (Омар Ибн аль-Хаттаб).
После периода длительной ненависти в девятом году по Хиджре Ислам принял один из арабских правителей — вождь племени аль-Гаус (из объединения племён Тайй). После упорного отказа и отрицания он обратился в истинную веру и, наконец, покорился Посланнику Аллаха ﷺ. Этим правителем был Ади Ибн Хатим Ат-Таи, отец которого являл собой образец щедрости.
Ади унаследовал власть после смерти своего отца, и племена Тайй сделали его своим правителем. Было решено отдавать ему четверть всей добычи, и все командиры были поставлены под его руководство.
Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласил свой призыв к истинному пути, и арабские племена, один за другим, начали принимать Ислам, Ади увидел, что призыв Пророка ﷺ в скором будущем может сокрушить его власть, и он перестанет быть правителем. Поэтому Ади, ещё даже не встретив Посланника ﷺ, начал испытывать к нему сильнейшую вражду и величайшую ненависть. Почти двадцать лет длилась его вражда к Исламу, пока, наконец, Аллах не распахнул его душу перед призывом к истинному пути.
История обращения Ади Ибн Хатима в Ислам настолько интересна, что мы дадим возможность рассказать её самому главному действующему лицу. Рассказ из первых уст всегда надёжнее и правдивей. Ади рассказывал: «Ни один из арабов не испытывал такой ненависти к Посланнику Аллаха ﷺ, как я, когда услышал о нём. Я был знатным человеком, христианином, управлял своим народом на основе мирбаа, то есть брал себе четверть добычи, подобно тому, как это делали и другие властители в арабском мире. Услышав о Посланнике Аллаха ﷺ, я сразу возненавидел его.
Когда его дело приобрело широчайшие масштабы, и сам он обрёл большую силу, а его армии и отряды завоевывали земли арабов, я сказал своему слуге, который пас моих верблюдов: «Слушай, сирота, пересчитай и выбери из стада всех упитанных и послушных верблюдиц. Пусть они будут недалеко от меня. Как только ты услышишь о вступлении на нашу землю армии или одного из отрядов Мухаммада, немедленно сообщи мне об этом».
Как-то утром, придя ко мне, слуга сказал: «О, повелитель! Пришло время тебе сделать то, что ты намеревался сделать в случае вступления на твою землю конницы Мухаммада». Я воскликнул: «В чём дело? Отвечай немедленно, чтоб твоя мать лишилась тебя!». «Я заметил флаги среди жилищ, — ответил слуга, — Когда я спросил о них, мне сказали, что это войска Мухаммада». Я приказал слуге: «Немедленно приготовь верблюдиц, о которых я тебе говорил, и собери их неподалёку от меня». Затем я тут же сказал своим родным и детям, чтобы они немедленно собирались в путь. Нам предстояло покинуть нашу родную землю. Мы быстро продвигались в сторону аш-Шама, чтобы присоединиться там к нашим единоверцам-христианам и обрести у них приют. Поспешно собираясь в дорогу, я не позаботился о том, чтобы собрать вместе всех родственников. Когда мы преодолевали опасную территорию, я решил проверить наличие всех родственников, и выяснилось, что одну из своих сестёр я оставил на родине в Наджде вместе с оставшимися там людьми из племени Тайй. Мне не оставалось ничего другого, как продолжить свой путь, поскольку вернуться за сестрой не было никакой возможности. Вместе со своими спутниками я, наконец, прибыл в аш-Шам и устроился там у своих единоверцев. С моей же сестрой случилось то, чего я ожидал и чего боялся».
Ади продолжал свой рассказ: «Когда я был в аш-Шаме, мне сообщили, что конница Мухаммада ﷺ совершила поход на наши сёла. В плен попало много моих соплеменников, в том числе и моя сестра, которых угнали в Ясриб. Там мою сестру вместе с другими пленницами поместили в загон у входа в мечеть. Когда мимо неё проходил Пророк ﷺ, она поднялась и обратилась к нему:
— О, Посланник Аллаха! Мой отец умер, а защитник исчез! Освободи меня и смилостивься, тогда Аллах смилостивится над тобой.
Он спросил:
— А кто твой защитник?
— Ади Ибн Хатим, — ответила она.
— Беглец от Аллаха и Его посланника?! — воскликнул Пророк ﷺ. Затем он оставил её и проследовал своим путём.
Когда на следующее утро он проходил мимо неё, она вновь обратилась к нему с такими же словами. Посланник Аллаха ﷺ ответил ей точно так же. Отчаявшись получить ответ, моя сестра на утро третьего дня уже ничего не сказала, когда Пророк ﷺ проходил мимо неё. Но один из людей из свиты Посланника ﷺ сделал ей знак, чтобы она встала и обратилась к нему. Она воскликнула:
— О, Посланник Аллаха, мой отец умер, а защитник исчез! Сделай же мне одолжение, и Аллах смилостивится над тобой!
— Я сделал это, — ответил Пророк.
Она воскликнула:
— Я хочу присоединиться к своим родственникам в аш-Шаме.
— Однако не спеши отправляться в путь, пока не найдёшь надёжного человека из своего народа, чтобы он сопроводил тебя в аш-Шам. Когда найдёшь попутчика, дай мне знать.
После того как Посланник Аллаха удалился, моя сестра спросила кто тот человек, который сделал ей знак поговорить с Пророком ﷺ. Люди сказали ей, что это Али Ибн Абу Талиб.
Она продолжала оставаться в Медине, пока не прибыл караван из её племени с надёжным человеком. Моя сестра пришла к посланнику Аллаха и сказала: «О, Посланник Аллаха! Прибыл караван из моего племени. Среди них есть надёжный человек, который проводит меня». Посланник Аллаха одарил её одеждой и верховой верблюдицей, а также суммой денег на путевые расходы. Вместе с караваном моя сестра вышла в путь».
Далее Ади рассказывал: «После этого мы регулярно получали сообщение о ней и следили за её передвижением. То, что нам рассказали о её встречах с Мухаммадом ﷺ и что он сделал доброго по отношению к ней, было почти невероятным, учитывая всё то, что я испытывал к Пророку ﷺ.
Клянусь Аллахом, сидя как-то раз среди своих родных, я заметил женщину в паланкине на верблюде, которая направлялась к нам. Я воскликнул: «Да это же дочь Хатима! Точно, это она!» Остановившись перед нами, она первая обратилась ко мне:
— Коварный разлучник! Забрав с собой близких и сына, ты оставил других детей и дочерей своего отца!
— Ну, сестрёнка! — сказал я, — говори только добрые слова.
Я начал её успокаивать, пока она не утихомирилась, а затем рассказала о своих приключениях. Причём всё совпадало с тем, как это доходило до нас из рассказов других. Я спросил её, а она была решительной и разумной женщиной:
— А что ты думаешь по поводу этого человека? (я имел в виду Посланника Аллаха).
Сестра ответила мне:
— Клянусь Аллахом, я считаю, что скоро ты присоединишься к нему. Если это Пророк, то к прошлому он благосклонен. Если он станет властителем, то ты не будешь пребывать в унижении.
Ади продолжал: «Собравшись в путь, я отправился в Медину к Посланнику Аллаха ﷺ, не имея охранной грамоты, потому что до меня дошли слова, сказанные им: «Я очень хотел бы, чтобы Аллах соединил руку Ади с моей». Я пришёл к нему, когда он был в мечети и поприветствовал его. Он спросил: «Кто этот человек?». «Ади Ибн Хатим», — представился я. Он поднялся навстречу мне, взял меня за руку и повёл к себе домой. Клянусь Аллахом, когда мы уже подошли к его дому, его поджидала там пожилая женщина с маленьким мальчиком. Они остановили Пророка, и женщина начала излагать ему своё дело. Он оставался с ними, пока вопрос не решился, а я в это время ждал его... Я сказал про себя: «Нет, это не царь!».
Затем он взял меня за руку и провёл в дом. Там он взял мягкую кожаную подушку и, бросив её мне, сказал: «Садись на неё!». Мне стало неудобно перед ним, и я возразил: — Да нет, лучше ты садись на неё. — Нет, ты! — возразил Пророк. Я подчинился и уселся на подушку, а Пророк сел на пол, поскольку в доме других подушек не было. Я сказал про себя: «Клянусь Аллахом, так царь не ведёт себя».
Затем, повернувшись ко мне, он спросил:
— Так вот, Ади Ибн Хатим, не был ли ты рекситом, исповедуя промежуточную религию между христианством и сабианством?
— Да, был, — ответил я.
Далее он спросил:
— Не правил ли ты своим народом на основе мирбаа, взимая с них то, что не позволяла твоя религия?
— Да, я делал это, — ответил, зная, что это Пророк, посланный Аллахом.
Затем он сказал мне:
— Быть может, Ади, тебе мешает принять эту религию нужда мусульман и их бедность? Клянусь Аллахом, уже близко время, когда у мусульман будет столько средств, что их некуда будет девать. Быть может, Ади, тебе мешает принять эту религию малочисленность мусульман и огромное число их врагов? Клянусь же Аллахом, что уже близко время, когда ты услышишь о женщине, которая на своём верблюде выедет из Кадисийи, чтобы посетить этот дом, не опасаясь никого, кроме Аллаха. Быть может, тебе мешает принять эту религию то, что богатства и власть не в руках мусульман? Но, клянусь Аллахом, уже скоро ты услышишь о белоснежных дворцах на земле Вавилона, которые распахнутся перед мусульманами, а сокровища Хосроя ибн Хурмуза будут принадлежать им.
Я переспросил:
— Сокровища Хосроя Ибн Хурмуза?!
— Да, сокровища Хосроя Ибн Хурмуза, — ответил Пророк».
Закончил свой рассказ Ади словами: «После этого я засвидетельствовал своё признание истинной веры и принял Ислам».
Ади Ибн Хатим прожил долгую жизнь и часто говорил: «Два предсказания сбылось и осталось третье. Клянусь Аллахом, оно должно осуществиться. Я видел женщину, которая на верблюде безбоязненно отправлялась в путь из Кадисийи до этого дома. Я был в первых рядах конницы, которая штурмом взяла сокровище Хосроя. Клянусь Аллахом, сбудется и третье предсказание». Аллаху было угодно, чтобы сбылись слова благословенного Пророка Аллаха ﷺ. В эпоху халифа аз-Захида аль-Абида Умара Ибн Абдель Азиза сбылось и третье предсказание. У мусульман накопились такие огромные богатства, что глашатаи приглашали бедных брать средства из закята, но никто не приходил за ними. Правдив был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и истинными оказались его слова. А Ади Ибн Хатим до конца был верен своей клятве.