بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ
كَانُواْ لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ
«Они не удерживались от порицаемого, которое совершили»
Всевышний Аллах сказал:
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذَلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ ، كَانُواْ لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ
«Прокляты сыны Исраила, которые не уверовали, языком Дауда и Исы, сына Марйам! Это – за то, что они ослушались и были преступны. Они не удерживались от порицаемого, которое совершили. Скверно то, что они делали!» (5:78,79)
В тафсире Ибн Касира говорится: «Всевышний Аллах сообщает о том, что Он давно проклял кафмров из евреев в том, что ниспослал Своему пророку Дауду (мир ему) и языком Исы, сына Марьям, по причине их непокорности Аллаху и их насилия против людей. Авфи, передавая от Ибн Аббаса, сказал: «Они были прокляты в Торе, в Евангелии, в Псалтыре и в Коране. Затем Он пояснил их положение в том, на что они опирались в свое время. Всевышний Аллах сказал:
كَانُواْ لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ
«Они не удерживались от порицаемого, которое совершили. Скверно то, что они делали!» (5:79)
т.е. ни один из них не воспрещал другому совершать грехи и запреты. Потом Он осуждает их за это, предостерегая от совершения того, что совершили они. Аллах сказал:
لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ
«Скверно то, что они делали!» (5:79)
Ахмад передал от Пророка ﷺ, который сказал: «Когда евреи погрязли в грехах, их ученые запретили им это, но они не прекращали делать этого. Тогда их ученые стали составлять им кампанию, и Аллах настраивал их друг против друга и проклял их языком Дауда и Исы, сына Марьям.
ذَلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ
«Это – за то, что они ослушались и были преступны» (5:78)
Посланник Аллаха ﷺ стоял прислонившимся, затем сел, после чего сказал: «Нет, клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, пока вы не будете крепко склонять их к истине». Абу Дауд передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Первым пороком, возникшим у евреев, было то, что когда один из них встречал другого, говорил: «О такой-то, бойся Аллаха и оставь то, что делаешь, ведь поистине это не дозволено тебе». Но, встречая его на следующий день, сказанное им не останавливало его от того, чтобы сидеть, есть и пить вместе с ним. И когда они стали поступать таким образом, Аллах настраивал их друг против друга». Затем Пророк ﷺ прочел слова Аллаха:
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذَلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ ، كَانُواْ لاَ يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ ، تَرَى كَثِيرًا مِّنْهُمْ يَتَوَلَّوْنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَبِئْسَ مَا قَدَّمَتْ لَهُمْ أَنفُسُهُمْ أَن سَخِطَ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ ، وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِالله والنَّبِيِّ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاء وَلَـكِنَّ كَثِيرًا مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ
«Прокляты те из сынов Исраила, которые не уверовали, языком Дауда и Исы, сына Марйам! Это – за то, что они ослушались и были преступны. Они не удерживались от порицаемого, которое совершили. Скверно то, что они делали! Ты видишь, как многие из них берут в друзья тех, которые не веровали. Как скверно то, что им раньше уготовали их души, что разгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно! Если бы они веровали в Аллаха, и Пророка, и то, что было низведено ему, они не брали бы их в друзья, но многие из них грешники!» (5:78-81)
После этого Пророк ﷺ сказал: «Но нет же, вы обязательно будете приказывать добро и запрещать зло, будете останавливать несправедливого и будете твердо склонять его к истине» (хадис передали Термези, и Ибн Маджа). Имеется множество хадисов, которые касаются необходимости приказывать добро и запрещать зло. Приведем некоторые из них. Ахмад передал от Пророка ﷺ следующие его слова: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, вы обязательно будете приказывать добро и запрещать зло, или в ином случае Аллах пошлет на вас наказание, после чего вы несомненно станете молить Его, но ваши моления не будут приняты». Муслим передал следующий хадис: «Тот из вас, кто увидит зло, пусть изменит его рукой. Если он не может сделать этого, пусть изменит его языком. А если не может сделать этого, то пусть изменит его сердцем, и это самая слабая степень веры». Ахмад передал следующий хадис: «Аллах не наказывает народ за действия отдельных лиц, пока этот народ не видит зло, совершаемое этими отдельными лицами, и, будучи способным изменить его, не делает этого. Когда они поступают так, Аллах наказывает их всех». Абу Дауд передал от Пророка ﷺ, который сказал: «Когда на земле совершен грех, и тот, кто был свидетелем этого греха, осудил его, подобен тому, кто не был свидетелем этого греха. А тот, кто не был свидетелем этого греха и проявил свое согласие, тот подобен тому, кто был свидетелем».
Ибн Маджа передает, что Посланник Аллаха ﷺ произносил хутбу, и из сказанного им было: «Будьте бдительны, пусть не удерживает человека боязнь перед людьми от того, чтобы говорить истину, если он знает ее». Ибн Маджа говорит, что Абу Саид, услышав эти слова, заплакал и сказал: «Клянусь Аллахом, мы видели некоторые вещи и опасались их». Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа передали следующий хадис: «Лучший джихад – это слово истины перед несправедливым правителем». Ибн Маджа передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не унижает себя». У него спросили: «О Посланник Аллаха, как он может унижать себя?» Он ответил: «Когда он видит, что надо говорить о приказе Аллаха, и ничего не говорит об этом. Аллах в Судный день будет спрашивать у него: «Что мешало тебе говорить о том и о том? И он будет отвечать: «Боязнь перед людьми». И Аллах скажет ему: «Тебе более всего следовало бояться Меня».
Также Ибн Маджа передал от Пророка ﷺ, который сказал: «Воистину Аллах будет спрашивать раба в Судный день: «Что мешало тебе, когда ты видел зло, осудить его?» И когда Аллах даст рабу сказать, он скажет: «О Господь, я стремился к Тебе, но боялся людей». Ибн Маджа передает от Анаса ибн Малика, который сказал: «У Посланника Аллаха спросили о том, когда перестанут приказывать добро и запрещать зло, на что он ответил: «Когда среди вас появится то, что появилось в существовавших до вас народах». Мы спросили у него: «А что появилось в существовавших до нас народах?» Он сказал: «Власть окажется у молодых, распутство появится у старших и знание у подлых из вас».
В тафсире Сайида Кутба «Фи Зилял аль-Куран» говорится: «Таким образом, как видно история евреев в неверии и ослушании является древней и их пророки, которые были посланы, для того чтобы вести их по правильному пути и спасти их, в конечном итоге прокляли их и изгнали их от истинного пути Аллаха. Аллах внял мольбам этих пророков и записал гнев и проклятие над евреями…». В тафсире также говорится: «Ослушание и нарушения не были действиями индивидуального характера в обществе евреев. В конечном итоге они стали характером всего общества, которое умалчивало об этих действиях, не осуждало и не преследовало их…».
Ослушание и нарушение могут происходить в каждом обществе со стороны злых, порочных и отклоняющихся людей. Земля не свободна от зла, и ни одно общество не свободно от отклонения. Однако природа праведного общества не позволяет злу и мерзости стать общепринятым обыкновением и доступным поступком, на который может осмеливаться каждый, кто думает о его совершении».
После упоминания того, что коранические тексты и хадисы Пророка ﷺ множество раз приказывают добро и запрещают зло, Сайид Кутб говорит: «Все это нуждается в правильной вере в Аллаха, в знании предписаний этой веры, в правильном понимании пути Аллаха, в знании того, что этот путь охватывает все стороны жизни, а также в серьезном и твердом принятии акыды и в усилиях для установления в жизни всего общества пути, который проистекает из этой акыды…». Далее он говорит: «Подлинные усилия и благородные жертвы должны быть направлены, во-первых, на установление благого общества, которое строится на пути Аллаха, прежде чем направлять их на частичные исправления (исправление личности, индивида), приказывая добро и запрещая зло. Когда все общество становится порочным, то частичные исправления бесполезны. Когда общество не устроено на пути Аллаха, и когда в нем главенствует иной закон, нежели шариат Аллаха, то тогда необходимо начинать с основы, и усилия должны быть направлены на утверждение власти Аллаха на земле. И когда утвердится эта власть, то приказывать добро и запрещать зло будут, опираясь на основу».
Все тексты, в которых говорится о том, чтобы приказывать добро и запрещать зло, гласят об обязанности мусульманина в мусульманском обществе, которое изначально признает власть Аллаха и правит на основе шариата, сколько бы ни было в этом обществе порой управленческого произвола. Так Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Лучший джихад – это слово истины перед несправедливым правителем». Правитель не может быть правителем, если он изначально не признает власть Аллаха и правление на основе Его шариата. Тот, кто не правит на основе шариата Аллаха, не может называться правителем. О нем Всевышний Аллах говорит:
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ ، الظَّالِمُونَ ، الْفَاسِقُونَ
«А кто не правит тем, что ниспослал Аллах, те кафиры» (5:44); «…тираны» (5:45); «… грешники» (5:47)