Расим Абу Мамун Хатыр
Абдуллах ибн Амр ибн Харам аль-Ансари (р.а.) был отцом Джабира (р.а.) и одним из выдающихся сподвижников Пророка ﷺ. Его кунья — Абу Джабир. Он входил в число предводителей, которых избрал Пророк ﷺ в ночь второй клятвы при Акабе.
Имам аз-Захаби писал о нём в книге «Сияр аалям ан-нубаля»: «Аль-Ансари ас-Сульми, Абу Джабир, один из предводителей в ночь Акабы, участвовал в битве при Бадре и погиб шахидом в день битвы при Ухуде». Ибн Хаджар сказал в «Аль-Исаба фи тамйиз ас-сахаба»: «Абдуллах ибн Амр ибн Харам ибн Сааляб ибн Харам аль-Ансари аль-Хазраджи ас-Сульми, отец Джабира ибн Абдуллаха (р.а.), был среди участников клятвы при Акабе и битвы при Бадре. Он принадлежал к числу предводителей и пал шахидом при Ухуде».
Когда 70 ансаров дали Посланнику Аллаха ﷺ вторую клятву при Акабе, Абдуллах ибн Амр (р.а.) был среди них. Во время этой присяги они поклялись поддерживать Пророка ﷺ в войне против любого врага, независимо от цвета его кожи, быть послушными в радости и трудности, говорить истину и не бояться осуждений ради Аллаха.
Пророк ﷺ назначил его предводителем вместе с аль-Бараа ибн Мааруфом (р.а.) от племени Бану Салама. С того времени Абдуллах ибн Харам (р.а.) посвятил себя служению Исламу, своей семье и общине.
Когда семьдесят ансаров дали Посланнику Аллаха ﷺ вторую клятву при Акабе, Абдуллах ибн Амр ибн Харам аль-Ансари (р.а.), известный как Абу Джабир, был среди тех, кто заключил с ним договор: поддерживать его в войне против всех людей — независимо от цвета кожи и происхождения, быть покорными ему в трудности и лёгкости, в радости и в горе, предпочитать его себе, не оспаривать власть у тех, кому она принадлежит, говорить слово истины, где бы они ни были, и не бояться в деле Аллаха упрёков упрекающих.
И когда Посланник Аллаха ﷺ выбрал из них предводителей, Абдуллах ибн Амр был одним из этих предводителей. Посланник Аллаха ﷺ назначил его предводителем вместе с аль-Бараа ибн Мааруфом от племени Бану Салама.
С тех пор как Абдуллах ибн Харам (р.а.) вернулся со второй клятвы при Акабе в Медину, он отдал себя, свою семью и своё имущество в служение Исламу. И как только был предписан джихад, он оказался в авангарде муджахидов, которые надеялись на награду Аллаха и Последнюю жизнь. Он участвовал с Пророком ﷺ в битве при Бадре и был среди сражавшихся там мусульман, которые бились храбро, проявили себя наилучшим образом и не отступили, пока не одержали победу и не добились успеха.
Абдуллах ибн Амр ибн Харам (р.а.) был примером набожного, не хватающегося за мирское мусульманина, который полностью посвятил себя служению Исламу и мусульманам и отдал свою жизнь джихаду ради исламского призыва. Пророк ﷺ знал об искренности его имана, его прекрасном Исламе и делал за него дуа. В хадисе, который передал Джабир ибн Абдуллах (р.а.) от Пророка ﷺ, говорится:
جَزَى اللَّهُ الْأَنْصَارَ عَنَّا خَيْرًا وَلَا سِيَّمَا عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ حَرَامٍ وَسَعْدِ بْنِ عُبَادَةَ
«Да воздаст Аллах ансарам за нас благом, и особенно Абдуллаху ибн Амру ибн Хараму и Сааду ибн Убаде» (привёл аль-Хаким).
В битве при Ухуде, которая является одной из важных битв, полных событий, уроков и назиданий, произошедших 15 числа месяца Шавваль в 3-м году от хиджры, сподвижники показали наилучшие примеры героизма и самопожертвования. Они доказали в ней искренность и силу своего имана, великую щедрость на пути Аллаха Всевышнего и свою убеждённость в том, что уготовил Аллах для шахидов в Раю. Среди этих достойных людей был Абдуллах ибн Харам (р.а.) (он был отцом Джабира (р.а.)), которого Аллах Всевышний удостоил достоинством, которого не достиг никто другой, а именно — Аллах разговаривал с ним после его смерти и шахидства при Ухуде.
Абдуллаху (р.а.) привиделась его гибель ещё до того, как мусульмане вышли в военный поход. И его охватило чувство, что он не вернётся. Его сердце взлетело от радости, как только этот великий сподвижник узнал о решении Пророка ﷺ сразиться с многобожниками в битве при Ухуде. Он начал готовиться и побуждать мусульман к битве. Готовился он к этому военному походу с уверенностью в сердце, что будет убит в нём, с неодолимой, всепоглощающей радостью от предвкушения мученической смерти на пути Аллаха, которой он ожидал и на которую надеялся.
Книги о военных походах и хадисов упоминают в связи с этой ситуацией, что Абдуллах (р.а.) позвал своего сына Джабира (р.а.) и обратился к нему с завещанием прощающегося, встречающего свою смерть. Это приведено у Бухари в «Сахихе», где Джабир ибн Абдуллах (р.а.) рассказывает о своём отце следующее:
لَمّا حَضَرَ أُحُدٌ دَعَانِي أَبِي مِنَ اللَّيْلِ فَقَالَ: مَا أُرَانِي إِلَّا مَقْتُولًا فِي أَوَّلِ مَنْ يُقْتَلُ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَإِنِّي لَا أَتْرُكُ بَعْدِي أَعَزَّ عَلَيَّ مِنْكَ، غَيْرَ نَفْسِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنَّ عَلَيَّ دَيْنًا، فَاقْضِ، وَاسْتَوْصِ بِأَخَوَاتِكَ خَيْرًا، فَأَصْبَحْنَا، فَكَانَ أَوَّلَ قَتِيلٍ.
«Когда приблизился [день] Ухуда, мой отец позвал меня ночью и сказал: «Я не вижу для себя ничего, кроме как быть убитым первым из тех сподвижников Пророка ﷺ, кто будет убит. После своей смерти я оставляю самое дорогое, что у меня есть, — это ты; единственное исключение — сам Посланник Аллаха ﷺ. Поистине, на мне есть долг, так выплати его и хорошо относись к своим сёстрам». А наутро он оказался первым из убитых».
Пророк ﷺ прозвал великого сподвижника Абдуллаха ибн Амра ибн Харама (р.а.) «Тенью ангелов». В битве при Ухуде погибло около семидесяти сподвижников, отдавших свою кровь и свои души на пути Аллаха. Среди этих шахидов был и Абдуллах ибн Харам (р.а.), с которым говорил Аллах Всевышний после его смерти. Он был назван «Тенью ангелов», потому что при его шахидстве ангелы осенили его своими крыльями во время его похорон, и его тело не изменилось после погребения. Бухари привёл в своём «Сахихе» от Джабира (р.а.) рассказ о том, что произошло при шахидстве его отца:
جِيءَ بِأَبِي يَوْمَ أُحُدٍ قَدْ مُثِّلَ بِهِ، حَتَّى وُضِعَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَدْ سُجِّيَ ثَوْبًا، فَذَهَبْتُ أُرِيدُ أَنْ أَكْشِفَ عَنْهُ، فَنَهَانِي قَوْمِي، ثُمَّ ذَهَبْتُ أَكْشِفُ عَنْهُ، فَنَهَانِي قَوْمِي، فَأَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَرُفِعَ، فَسَمِعَ صَوْتَ صَائِحَةٍ، فَقَالَ: مَنْ هَذِهِ؟ فَقَالُوا: ابْنَةُ عَمْرٍو – أَوْ أُخْتُ عَمْرٍو – قَالَ: فَلِمَ تَبْكِي؟ أَوْ لَا تَبْكِي، فَمَا زَالَتِ الْمَلَائِكَةُ تُظِلُّهُ بِأَجْنِحَتِهَا حَتَّى رُفِعَ.
«Моего отца в день (битвы при) Ухуде принесли изувеченным и положили перед Посланником Аллаха ﷺ, накрыв его одеждой. Я хотел приподнять её, но меня удержали мои сородичи. Потом я снова захотел приподнять её, но меня опять удержали мои сородичи. Затем Посланник Аллаха ﷺ велел поднять его, и, услышав голос плакальщицы, он ﷺ спросил: «Кто это?». Ему ответили: «Дочь — или сестра — Амра». Он ﷺ сказал: «Почему она плачет? Или: пусть не плачет! Ангелы не переставали осенять его своими крыльями, пока его не подняли».
Ан-Навави сказал: «Ангелы не переставали осенять его своими крыльями, пока его не подняли, и слова ﷺ «Почему она плачет?» означают: плачет она о нём или нет? Ангелы не переставали осенять его, то есть ему была оказана эта и другая почесть, и не следует плакать о подобном».
Джабир ибн Абдуллах ибн Харам (р.а.) сказал:
لَمَّا قُتِلَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ حَرَامٍ يَوْمَ أُحُدٍ، لَقِيَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا جَابِرُ! مَا لِي أَرَاكَ مُنْكَسِرًا؟ قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ! اُسْتُشهِدَ أَبِي وَتَرَكَ عِيَالًا وَدَيْنًا، قَالَ: أَفَلَا أُبَشِّرُكَ بِمَا لَقِيَ اللَّهُ بِهِ أَبَاكَ؟ قَالَ: بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ! قَالَ: مَا كَلَّمَ اللَّهُ أَحَدًا قَطُّ إِلَّا مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ، وَكَلَّمَ أَبَاكَ كِفَاحًا (مُبَاشَرَةً بَعْدَ مَوْتِهِ لَيْسَ بَيْنَهُمَا وَاسِطَةٌ)، فَقَالَ: يَا عَبْدِي، تَمَنَّ عَلَيَّ (سَلْنِي) أُعْطِكَ، قَالَ: يَا رَبِّ! تُحْيِينِي فَأُقْتَلَ فِيكَ ثَانِيَةً، فَقَالَ الرَّبُّ سُبْحَانَهُ: إِنَّهُ سَبَقَ مِنِّي أَنَّهُمْ إِلَيْهَا لَا يُرْجَعُونَ، قَالَ: يَا رَبِّ! فَأَبْلِغْ مَنْ وَرَائِي، قَالَ: فَأَنْزَلَ اللَّهُ تَعَالَى: ﴿وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ﴾ ١٦٩
«Когда Абдуллах ибн Харам был убит в день (битвы при) Ухуде, со мной встретился Посланник Аллаха ﷺ и спросил: «О Джабир, почему я вижу тебя опечаленным?». Я сказал: «О Посланник Аллаха, мой отец пал шахидом, оставив семью и долги». Он спросил: «Не обрадовать ли мне тебя тем, как Аллах встретил твоего отца?». Я сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Аллах не говорил ни с кем напрямую, всегда была завеса между, а с твоим отцом Он говорил лицом к лицу (непосредственно, без преграды между ними). Он сказал: «О раб Мой, проси у Меня, что пожелаешь, Я дарую тебе!». Твой отец сказал: «О Господь мой, оживи меня, чтобы я был убит на Твоём пути снова!». На что Аллах сказал: «Поистине, от Меня уже предрешено, что они не вернутся к ней (мирской жизни)». Твой отец сказал: «О Господь мой, тогда передай тем, кто остался после меня!». И тогда Аллах Всевышний ниспослал: «Никоим образом не считай мёртвыми тех, кто был убит на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)» (передали Ибн Хиббан и ат-Тирмизи, а аль-Альбани посчитал хадис хасаном). Бадр ад-Дин аль-Айни сказал: «В этом событии содержится великая честь и особая милость, которая не была дарована никому другому, кроме Абдуллаха ибн Харама, который стал из числа шахидов в этом мире».
Следует отметить, что Абдуллах ибн Амр ибн Харам (р.а.) был зятем великого сподвижника Амра ибн аль-Джамуха, и оба они пали смертью шахидов в битве при Ухуде. Они были похоронены вместе в одной могиле по приказу Пророка ﷺ, так как Посланник Аллаха ﷺ повелел:
اِدْفِنُوا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَمْرٍو وَعَمْرَو بْنَ الْجُمُوحِ فِي قَبْرٍ وَاحِدٍ، فَإِنَّهُمَا كَانَا فِي الدُّنْيَا مُتَحَابَّيْنِ مُتَصَافَيْنِ
«Похороните Абдуллаха ибн Амра и Амра ибн аль-Джамуха в одной могиле, ибо, поистине, они в мире этом любили друг друга и были искренни друг с другом».
Спустя сорок шесть лет после их погребения сильный поток воды накрыл землю кладбища. Мусульмане поспешили перенести тела шахидов. Джабир (р.а.) был ещё жив и отправился со своими домочадцами, чтобы перенести останки своего отца, Абдуллаха ибн Амра, и останки мужа своей тёти, Амра ибн аль-Джамуха. Он обнаружил их в своей могиле «спящими», словно они умерли вчера, и они не изменились.