Умайр ибн Саад
Мусульмане называли его уникальным человеком в своем роде. Его отец Саад аль-Къарий (да будет доволен им Аллах) был участником Бадрского сражения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и был верен своему завету, пока не пал шахидом в местности аль-Къадисия.
Это Умайр, которого отец взял вместе с собой к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он принял Ислам и присягнул Пророку. С первых дней после своего обращения в Ислам он был смиренным служителем Аллаха. Всевышний вселил в сердца сподвижников любовь к нему. Своим присутствием он радовал их и привлекал к себе самые прекрасные братские симпатии. Потому что сила его веры, прозрачность его души, невозмутимость его нрава, мудрость его подхода и сияние его познаний вызывали радость и веселье у каждого, кто сидел рядом с ним или видел его. Никто и ничто не могло повлиять на его религию.
В один из дней Умайр услышал, как один из его родственников по имени Джулас ибн Сувайд ас-Самит сказал в их доме: «Если этот человек (т.е. Мухаммад) правдив (в своих пророчествах), то тогда мы хуже ослов». Как известно Джулас ибн Сувайд ас-Самит был из числа тех, кто принял Ислам из-за страха. Эти услышанные слова взорвали в душе Умайра смиренность и лишили его покоя, вызвав в нем ярость и смятение. Поскольку его рассуждения сразу устремились в сторону его ответственности в отношении того, что он слышал и отверг. Передавать ли это Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Как этот человек, сказавший эти слова, может безнаказанно довольствоваться покоем? Или промолчать и проглотить внутри себя то, что слышал?
Но его верность и любовь к Посланнику Аллаху (мир ему и благословение Аллаха), посредством которого Всевышний Аллах вывел их из заблуждения и мрака на истинный путь, были сильнее. Его недоумение быстро прошло. Он не поступил вероломно со своим сердцем, которое постоянно подсказывало ему выход. Тут Умайр повел себя как сильная личность и богобоязненный мусульманин. Он повернулся к Джуласу и сказал: «Клянусь Аллахом! О Джулас! Нет более любимого для меня человека, чем ты. Нет никого другого, кто бы сделал для меня так много доброго. Нет более близкого человека для меня, чем ты. Ты только что сказал такие слова, если узнают об этом, то страдания тебе не избежать, а если я скрою, то непременно навлеку гибель для своей религии. Воистину, религия имеет больше всех прав на соблюдение её. И я сообщу Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) о твоих словах».
Умайр прислушался к тому, что диктовала ему его религия. Он первый, кто отдал должное присутствующим рядом с ними. Его великодушное сердце отказалось занять положение сплетничающего слушателя. Более того, он предоставил Джуласу шанс отвернуться от ошибки и попросить прощения у Аллаха, когда предупредил его, что он сообщит Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если бы Джулас поступил верно, принял бы его назидание, Умайр успокоился бы и не стал сообщать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Тем не менее, Джулас возгордился в грехе, и не принес никаких сожалений и прощений. Умайр покинул их, говоря: «Непременно сообщу Посланнику Аллаха, пока не снизошло божественное откровение, изобличающее меня в соучастии в грехе». И когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил к Джуласу человека, чтобы удостовериться в полученной им вести, Джулас отверг, что говорил это. Более того, он поклялся Аллахом, чтобы скрыть свой обман. Однако ниспосланный после этого аят Корана поставил черту между правдой и ложью. Всевышний Аллах сказал:
يَحْلِفُونَ بِاللَّـهِ مَا قَالُوا وَلَقَدْ قَالُوا كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُوا بَعْدَ إِسْلَامِهِمْ وَهَمُّوا بِمَا لَمْ يَنَالُوا ۚ وَمَا نَقَمُوا إِلَّا أَنْ أَغْنَاهُمُ اللَّـهُ وَرَسُولُهُ مِن فَضْلِهِ ۚ فَإِن يَتُوبُوا يَكُ خَيْرًا لَّهُمْ ۖ وَإِن يَتَوَلَّوْا يُعَذِّبْهُمُ اللَّـهُ عَذَابًا أَلِيمًا فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ ۚ وَمَا لَهُمْ فِي الْأَرْضِ مِن وَلِيٍّ وَلَا نَصِيرٍ
«Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам. Они задумали совершить то, что им не удалось совершить. Они мстят только за то, что Аллах и Его Посланник обогатили их из Его щедрот. Если они раскаются, то так будет лучше для них. А если они отвернутся, то Аллах подвергнет их мучительным страданиям в этом мире и в Последней жизни. Нет у них на земле ни покровителя, ни помощника» (9:74).
После этого Джуласу не оставалось ничего кроме, как только признать свою провинность и попросить прощение. Этот благородный поступок Умайра вернулся благом и благодатью для Джуласа, ибо после этого он убедился в пророчестве Мухаммеда и по-настоящему обратился в Ислам, став покорным мусульманином. Пророк принял сообщение Умайра и сказал ему, несмотря на его юношеский возраст: « О юноша! Твоё сообщение оказалось верным, и твой Господь подтвердил твою правдивость!».
Такой была его преданность Аллаху и Его Посланнику. Так давайте же подражать им в этом!!!
Великодушный Умар ибн аль-Хаттаб по прозвищу «аль-Фарук» (различающий добро и зло) выбирал для себя валиев из числа сдержанных, набожных, преданных и честных мусульман. Он безустанно повторял свое замечательное выражение: «Я хочу такого человека, который среди людей, даже не будучи предводителем, смотрится, будто он их предводитель, а если он в действительности их предводитель, то смотрится среди них, будто он такой же, как и они. Я хочу такого валия, который не будет выделять себя среди других людей ни в одежде, ни в еде. И будет выстаивать молитву (ас-салят) среди них, будет распределять по праву, будет вершить суд по справедливости и не будет закрывать свою дверь перед их потребностями». В свете таких жестких критериев однажды Умар ибн аль-Хаттаб выбрал Умайра валием провинции Хомс. Всеми возможностями Умайр пытался уйти и спасти себя от этой ответственности. Но амир уль-муминин издал указ и потребовал исполнения. Умайр обратился к Аллаху с молитвой аль-истихара и принялся за исполнение своей обязанности и возложенных на него задач. Спустя год с момента назначения его валием Хомса в столицу Халифата Медину не поступили приходы с поземельного налога (харадж). Амир уль-муминин позвал своего писца и сказал ему: «Напиши Умайру, пусть приедет к нам».
В один из дней на улицах Медины увидели, что некий мужчина, весь растрепанный, в пыли, едва передвигает ноги от усталости из-за длительного пути, который пришлось ему пройти. На его правом плече висела сумка, а на левом – деревянная тарелка на веревке вместе с небольшим бурдюком воды. И удерживал этого загорелого и утомленного человека, отягощённого своим грузом, небольшой посох. Мелкими шажками он направился в Совет Умара, изнемогая от усталости. И войдя к нему, он обратился: «Ас-салам алейкум, о амир уль-муминин!». Умар ответил на его приветствие исламским приветствием. И его огорчило то, что он увидел на госте признаки утомлённости и изнеможения.
– Что с тобой, о Умайр? – спросил его Умар.
– Со мной то, что ты видишь? Разве ты не видишь меня живым, здоровым и веселым. За мной весь мир, тащу его за рога, – ответил Умайр.
– Что у тебя в сумке? – спросил его Умар.
– В своей сумке я храню свое продовольствие, свою деревянную тарелку, из которой я кушаю. Здесь у меня бурдюк с водой для питья и омовения, а также посох, на который я опираюсь и которым сражаюсь с врагом, если он застанет меня. Клянусь Аллахом, миру (дунья) ничего не осталось кроме, как только последовать за мной, – ответил Умайр.
– Ты что, пришёл пешком? – спросил Умар.
– Да, – ответил Умайр.
– Неужели ты не нашел того, кто дал бы тебе верховое животное, чтобы ты мог приехать на нём? — спросил Умар.
– Они не предложили, а я не стал просить у них, – сказал Умайр.
– Что ты сделал в том, в чем мы тебя назначили? – спросил Умар.
– Я прибыл в город, в который ты меня отправил, – ответил Умайр, – собрал самых праведных из его жителей и поручил им сбор причитающихся налогов. Всякий раз, когда они что-нибудь собирали, я тут же распределял это среди тех, кто этого заслуживал из местных жителей. Если бы что-то осталось тебе, то непременно принес бы.
Тут Умар повелел своему писарю: «Напиши указ о повторном назначении Умайра наместником Хомса».
Известно, что Умар всегда говорил своему окружению: «Как бы я хотел, чтобы у меня были такие мужчины, как Умайр, дабы я мог обратиться за их помощью в управлении делами мусульман». Умайр, будучи управляющим провинции Хомс, озвучил обязанности мусульманского правителя в словах, которые по сей день звучат в массах мусульман. Да, это золотые слова праведного обладателя власти: «Поистине, Ислам – это прочная цитадель и крепкие врата. Оплот же Ислама – это справедливость, а его врата – это истина. Если же рухнет цитадель и будут сокрушены врата, то будет попрана святость и неприкосновенность этой религии. Но пока силён правитель, Ислам несокрушим. Сила же правителя не заключается в искусстве владения плетью и отрубании голов мечом. Его сила состоит в справедливом суде и законном правлении».
Да приветствует тебя Аллах, о Умайр ибн Саад – благочестивый валий! Такими были наши валии, о сегодняшние правители мусульман! Как мы хотим, чтобы из наших сынов вышел такой же человек, дабы мы обратились за его помощью в возвращении нашей славы. И не выделял бы он себя среди людей ни в одежде, ни в еде, ни в жилье. И вершил бы среди нас законы Аллаха. И распределял бы среди нас по праву. И вел бы над нами правление по справедливости. Не закрывал бы свои двери перед нашими нуждами, не боясь ради Аллаха упрека всякого хулителя. Есть ли тот, кто последует за ним?
Умма Али Саид – Судан