Алькъама ибн Марсад сказал: «Набожность ограничилась на восьми людях из табиинов, один из них Асвад ибн Язид. Он был усердным в поклонении, постился до того, что зеленело и желтело его тело». Алькъама говорил ему: «Зачем ты изнуряешь тело такими муками?». Он же отвечал: «Поистине этот вопрос серьезный. Я хочу достичь достоинства и благородства этого тела». Когда он был при смерти, то заплакал. Его спросили: «От чего такая тревога?», и он ответил: «Почему же мне не тревожиться, и кто имеет на это сейчас права больше чем я? Клянусь Аллахом, если бы мне было дано прощение Аллаха, меня обеспокоил бы стыд перед Ним, за то, что я совершил. Поистине у человека перед другим человеком бывает огромная вина, и он прощает его, но тот не перестает стесняться его, пока не умрет».
Сафван ибн Сулейм.
1. Его история с Сулейманом ибн Абду-ль-Маликом и боязнь принятия даров от правителей.
Сулейман ибн Абду-ль-Малик прибыл в Медину, амилом на тот момент был Умар ибн Абду-ль-Азиз. Он провёл полуденную молитву, потом открыв дверь своей комнаты, облокотился на михраб и повернулся лицом к людям. Он посмотрел на незнакомого Сафвана ибн Сулейма и сказал: «О, Умар! Кто этот человек? Я не видел облика, прекраснее, чем у него». Умар ответил: «О, правитель правоверных! Это Сафван ибн Сулейм». Сулейман сказал: «О, мальчик, отсчитай для него пятьсот динаров». Мальчик принёс мешочек, в котором было пятьсот динаров, и Сулейман обратился к слуге: «Видишь этого человека, выстаивающего молитву». Слуга вышел с мешочком и сел около Сафвана, когда же Сафван заметил его, совершил руку, суджуд и, завершив молитву, обратился к нему: «Что тебе нужно?», — мальчик ответил: «Правитель правоверных приказал мне, чтобы я передал тебе этот мешок, в котором пятьсот динаров и передал тебе, чтобы ты пользовался ими». Сафван ответил: «Я не тот, к кому тебя отправили», мальчик спросил: «Разве ты не Сафван ибн Сулейм?», — он ответил: «Да, я Сафван ибн Сулейм», — мальчик продолжил: «Тогда меня послали именно к тебе», — Сафван сказал: «Иди и проверь и если убедишься, то приходи», — мальчик сказал: «Возьми мешок и пойди сам», — Сафван ответил: «Нет, если я возьму мешок, то будет считаться, что я принял его. Ты иди и проверь, а я здесь посижу». Мальчик удалился, а Сафван взял свою обувь и ушёл. И его не видели до тех пор, пока Сулейман не покинул Медину.
2. Его история вместе с Харуном ар-Рашидом и его дерзость в отчёте правителя.
Харун ар-Рашид совершал хадж, и один человек сказал Сафвану: «О, Абу Абду-р-Рахман, вот он правитель правоверных совершает пробег, и для него освободили дорожку». Аль-Умарий сказал людям: «Не воздаст Аллах тебе от меня блага, ты возложил на меня дело, от которого я был свободен. Потом он схватил свои сандалии и встал, я последовал за ним. Когда Харун приблизился Марвы к Сафе, он крикнул ему: «О, Харун!», — и как только он посмотрел на него, сказал: «Я перед тобой, о, дядя!», — он сказал ему: «Поднимись на Сафу», — когда Харун поднялся, продолжил: «Посмотри на Каабу», — Харун ответил: «Посмотрел», — Сафван спросил: «Сколько их?». Харун ответил: «Кто же считал их?!», — он спросил: «И сколько же людей подобных им?», Харун ответил: «Никто помимо Аллаха не сосчитает их», — он сказал: «Знай, о, мужчина! Каждый из них будет спрошен за себя, а ты один будешь спрошен за каждого из них, смотри же, что будет потом». Харун сел и заплакал, ему принесли платок вытереть слёзы. Аль-Умарий сказал: «Мне продолжить речь?», Харун ответил: «Да, о, дядя!», — он сказал: «Клянусь Аллахом, поистине человек тратит своё имущество и заслуживает камень за это, а как же с тем, кто тратит имущество мусульман?», — потом он ушёл, а Харун по-прежнему плакал.
Мухаммад ибн Халяф сказал, что слышал Мухаммада ибн Абду-р-Рахмана, как он говорил слова Харун ар-Рашида: «Поистине я люблю совершать паломничество каждый год, никто не препятствует мне кроме одного из сыновей Умара, потом он мне говорит в лицо то, что я ненавижу».
Передаётся по другой цепочке, что он встретил Харуна, когда он бегал между Сафа и Марва, взял за уздечку его лошади, и к нему бросилась стража. Харун освободил его, и он обратился к нему. Вдруг по щекам Харуна потекли слезы, из-за чего он удалился. Как-то раз он встретил Харуна и сказал: «О, Харун! Ты сделал, ты сделал!», — а он слушал и говорил: «Я принимаю от тебя, о, дядя! Слушаюсь и повинуюсь». Он так же говорил ему: «О, правитель правоверных, положение людей такое-то», — а Харун отвечал: «Без моего ведома и приказа».
3. Его история с Абу Джаафар, его дерзость и смелость в обращении к нему.
Передаётся от Ахмада ибн Амра ибн аль-Микъдама ар-Разий, что он сказал: «На Мансура села муха, он отогнал её, но она каждый раз возвращалась, так продолжалось пока он не рассердился. Затем зашёл Джаафар ибн Мухаммад и Мансур сказал ему: «О, Абу Абдуллах, для чего Аллах создал мух?», — он же ответил: «Для того, чтобы унизить ею тиранов».
Абу Джаафар совершал паломничество, и, позвав Ибн Абу Зиъба сказал ему: «Я спрашиваю тебя, во имя Аллаха, разве я не поступаю по истине? Разве ты не видишь, что я поступаю справедливо? И Абу Зиъб ответил: «Но если ты спросил меня во имя Аллаха, то я скажу: «О, Господь мой, нет, я не вижу, что ты справедлив, и поистине ты тиран, и поистине ты используешь гнёт и оставляешь в стороне хороших людей».
Присутствующие сказали: «Мы подумали, что Абу Джаафар накажет его, мы прикрылись своими одеждами, боясь, что на нас попадёт его кровь, а Абу Джаафар обеспокоился, рассердился и сказал: «Встань и уйди!»».