بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— Аль-Ахнаф ибн Кайс Абу Бахр аль-Басрий. Аль-Ахнаф является его прозвищем, а имя его — Даххак. Ибн Саъд причислил его к первому поколению табиинов Басры, он характеризовал его как немногословного человека, заслуживающего доверия. В Медину он прибыл во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Ислам он принял при жизни Пророка ﷺ, хотя самого Пророка ﷺ он не увидел, но, несмотря на это, Пророк ﷺ сделал за него хороший дуа.
Сам аль-Ахнаф ибн Кайс рассказывал об этом: «В то время, когда я совершал таваф вокруг Каабы во времена правления Усмана ибн Аффана (р.а.), ко мне подошёл человек из племени Бану Лейс. Он взял меня за руку и спросил: «Не обрадовать ли мне тебя?». Я ответил: «Да». Он продолжил: «Помнишь ли ты, как Посланник Аллаха ﷺ прислал меня к твоему племени Бану Саъд? Тогда я первым делом начал рассказывать об Исламе и призывать их к религии Аллаха. И ты воскликнул: «Поистине, он призывает вас к добру...». Когда это дошло до Посланника Аллаха ﷺ, он сказал: «О Аллах, прости аль-Ахнафа». Аль-Ахнаф об этом говорил: «Это — самое надёжное перед Аллахом из всех моих деяний». Аль-Хайсамий сказал в «Маджмаъ аз-Заваид»: «Это передали Ахмад и ат-Табараний».
— Аль-Ахнаф прибыл в Медину во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, где ему удалось встретиться со многими большими сподвижниками и получить у них обширные знания. Этот период оставил в сердце Ахнафа хорошие впечатления на всю жизнь. Сам аль-Ахнаф ибн Кайс об этом рассказывал: «Когда я пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу, он задержал меня около себя на год. Однажды он сказал мне: «О Ахнаф, я проверил и испытал тебя и увидел, что ты внешне прекрасен. Я также надеюсь, что твоя душа так же прекрасна, как и твоя внешность». Мы говорили с ним о том, что эту Умму губит всякий, кто обладает знаниями, но является лицемером».
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), делая ему наставление, говорил: «О Ахнаф! Кто много смеётся, тот теряет свой авторитет. Кто много шутит, того перестают уважать. Кто много говорит, тот часто ошибается. Кто часто ошибается, тот становится менее застенчивым. Кто перестаёт быть застенчивым, тот перестаёт быть набожным. И кто перестаёт быть набожным, у того умирает сердце».
— Те, кто сформировали в нём кротость. Однажды он сказал своим друзьям: «Вы удивляетесь моей кротости и благому нраву? Этим вещам я научился у моего дяди Саъсаъа ибн Муавии. Как-то я пожаловался ему на боль в животе, и он сказал мне: «О сын моего брата, не жалуйся никому на то, что постигло тебя, ибо люди делятся на две категории: одни из них — либо твои друзья, и ты огорчишь их своими жалобами, либо — враги, и ты обрадуешь их. Жалуйся на то, что постигло тебя, Тому, Кто испытал тебя этим. И никогда не жалуйся подобному тебе творению, ибо он не может уберечь себя в том числе от того, что постигло тебя. О сын моего брата, я двадцать лет уже не вижу одним глазом ни равнины, ни горы. И я не жаловался на это ни своей жене и никому другому».
Так же его воспитателем был Кайс ибн Асым аль-Манкарий. Однажды у аль-Ахнафа ибн Кайса спросили: «У кого ты научился кротости?». Он ответил: «У Кайса ибн Асыма аль-Манкарий. Как-то мы решили навестить его, чтобы узнать о кротости, так же, как люди навещают факихов (знатоков фикха). Когда мы находились у него, он сидел во дворе, завернувшись в свою одежду, и вдруг к нему пришла группа людей. С ними был один убитый человек и человек со связанными руками. Ему сказали: «Погибший — твой сын, которого убил сын твоего брата». Клянёмся Аллахом, он не невозмутимо завершил свою речь, затем обратился к другому сыну, находящемуся в мечети, и сказал: «Освободи сына своего дяди, похорони своего брата и дай его матери сто верблюдов, ибо она осталась одинокой».
— Позиции аль-Ахнафа ибн Кайса. Однажды он прибыл к Муавии и сказал ему: «Ты обнажил меч против нас в битве Сиффин и оставил без помощи Аишу, мать правоверных. Не упрекай нас за прошлое и не поворачивай дела вспять, ибо сердца, которыми мы возненавидели тебя, всё ещё бьются в наших грудях, и мечи, которыми мы сражались против тебя, всё ещё на наших плечах». Когда он ушёл, сестра Муавии спросила: «Кто он, тот, который угрожал?». Муавия ответил: «Это тот, кто если разгневается, то в гнев придут сотни тысяч людей из племени Тамим, не разбираясь, из-за чего он разгневался».
Однажды аль-Ахнафу ибн Кайсу сказали, что он очень стар, и потому соблюдение поста может его ослабить. На это он ответил: «Я готовлюсь к долгому пути. Однозначно, легче терпеть неудобства, выполняя предписания Всевышнего Аллаха, чем терпеть мучения от Его наказания».
Он часто обращался к Всевышнему Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, если Ты простишь мои грехи, Ты, поистине, можешь сделать это. А если Ты меня накажешь, то я заслуживаю этого».
— Храбрость аль-Ахнафа ибн Кайса. Всем была известна храбрость аль-Ахнафа ибн Кайса. Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб отправил его к Хорасану во главе мусульманского войска. Вражеское войско напало на них ночью, разделившись на четыре группы. Они наступали с боем барабанов и сильно напугали мусульман. Первым человеком, который взял свой меч, сел на коня и отправился в сторону врага, был аль-Ахнаф ибн Кайс. Он первым делом направился прямо на того человека, который бил в барабаны, и убил его. Когда воины противника перестали слышать бой барабанов, они отступили и были разгромлены. Затем он напал на другой отряд и сделал с ним то же самое. Такая же участь постигла остальные два отряда. Вначале он действовал сам, но потом подоспели остальные воины и разгромили врага. Так воины аль-Ахнафа преследовали убегающих солдат противника до самого города, а затем взяли этот город.
— Благой нрав аль-Ахнафа ибн Кайса. Аль-Ахнаф ибн Кайс славился своей кротостью и добротой. Благодаря его доброте племя Бану Тамим прожило сорок лет в мире и согласии. Также передаётся, что однажды некий человек поспорил с аль-Ахнафом ибн Кайсом и сказал: «Если ты скажешь одно слово, то услышишь в ответ десять». Аль-Ахнаф ответил на это: «Однако если ты скажешь даже десять слов, услышишь в ответ лишь одно слово…».
— Аль-Ахнаф ибн Кайс говорил: «Совершенен тот, чьи ошибки были посчитаны, и они были малочисленными». Он также сказал: «Превосходство благого нрава заключается не в том, чтобы быть притеснённым и терпеть, и если смог, то отомстить. Но превосходство заключается в том, чтобы терпеть, когда оказываешься притеснённым, и даже имея возможность отомстить найти в себе силы простить». Аль-Ахнафа ибн Кайса спросили о благом нраве, и он сказал: «Это проявление терпения в отношении того, что ненавистно тебе». Некий человек спросил аль-Ахнафа: «Как ты стал господином своего племени, будучи кривоногим?». Он ответил: «Оставляя то, что меня не касается». Он также сказал: «Если человека унизят в следующих восьми случаях, пусть он винит в этом только себя: если человек пришёл на обед без приглашения; если человек устроил заговор против хозяина дома, живя в его доме; если человек просит одолжения у своих врагов; если человек надеется на добро от скупого человека; если человек обращается к тем, кто его не слушает; если человек сидит на собрании, которое его не достойно; если человек вмешивается в разговор двух людей, когда они об этом его не просят; если человек бесцеремонно ведёт себя, обращаясь к правителю».