بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الْأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا
«На рубеже каждого столетия Аллах будет посылать Умме того, кто будет обновлять для неё религию» (Абу Дауд. Ас-Сахави в книге «Аль-Макасид аль-хасана» и Альбани в книге «Ас-Сильсиля ас-сахиха» подтвердили достоверность этого хадиса). Лингвистическое значение слова «обновление» в арабском языке таково: делать вещь новой. Новое — противоположность старому. Обновить — это значит вернуть вещь в изначальное состояние. «Обновление» не означает исправление или изменение. В Шариате «обновление» означает вернуть понимание Ислама времён Посланника Аллаха ﷺ и первых трёх столетий.
Однако это требует оживления того, что исчезло в сознании мусульман, требует освобождения сознания от разного рода ереси и нововведений, требует показать, как Ислам будет претворяться в наше время, когда произошло столько изменений в жизни людей. Необходимо очистить Ислам от всего, что приписали к нему неверные, показать, как правильно выводятся шариатские законы, показать, как законы Ислама будут решать современные проблемы человечества. Пророк ﷺ сказал:
يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولَهُ يَنْفُونَ عَنْهُ تَحْرِيفَ الْغَالِينَ وَانْتِحَالَ الْمُبْطِلِينَ وَتَأْوِيلَ الْجَاهِلِينَ
«В каждом последующем поколении это знание понесут справедливые [учёные], которые будут отвергать [привнесённые] в него искажения фанатиков, измышления лжецов и толкования невежд» (хадис категории машхур, Ахмад сказал, что он — достоверный, поскольку его слышал не один человек. Также Ибн Кайим аль-Джаузия упоминает разные его иснады в своей книге «Мифтаху дари ас-саадати ва маншуру вилайяти ахли аль-ильми ва аль-ирада»). Ан-Навави, комментируя этот хадис, писал следующее: «Это известие от Пророка ﷺ о сохранении знаний и справедливости тех, кто будет передавать их. Это сообщение о том, что каждое последующее столетие Аллах будет содействовать знаниям посредством справедливых, которые понесут их (знания), которые будут отвергать привнесённые в них искажения, и тогда знания не будут утрачены. Это заявление о справедливости носителей знаний в каждом столетии».
Приводится от Абдуллаха ибн Амра (р.а.):
كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ فَنَزَلْنَا مَنْزِلًا فَمِنَّا مَنْ يُصْلِحُ خِبَاءَهُ وَمِنَّا مَنْ يَنْتَضِلُ وَمِنَّا مَنْ هُوَ فِي جَشَرِهِ إِذْ نَادَى مُنَادِي رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الصَّلَاةَ جَامِعَةً فَاجْتَمَعْنَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ إِنَّهُ لَمْ يَكُنْ نَبِيٌّ قَبْلِي إِلَّا كَانَ حَقًّا عَلَيْهِ أَنْ يَدُلَّ أُمَّتَهُ عَلَى خَيْرِ مَا يَعْلَمُهُ لَهُمْ وَيُنْذِرَهُمْ شَرَّ مَا يَعْلَمُهُ لَهُمْ وَإِنَّ أُمَّتَكُمْ هَذِهِ جُعِلَ عَافِيَتُهَا فِي أَوَّلِهَا وَسَيُصِيبُ آخِرَهَا بَلَاءٌ وَأُمُورٌ تُنْكِرُونَهَا وَتَجِيءُ فِتْنَةٌ فَيُرَقِّقُ بَعْضُهَا بَعْضًا وَتَجِيءُ الْفِتْنَةُ فَيَقُولُ الْمُؤْمِنُ هَذِهِ مُهْلِكَتِي ثُمَّ تَنْكَشِفُ وَتَجِيءُ الْفِتْنَةُ فَيَقُولُ الْمُؤْمِنُ هَذِهِ هَذِهِ فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُزَحْزَحَ عَنْ النَّارِ وَيُدْخَلَ الْجَنَّةَ فَلْتَأْتِهِ مَنِيَّتُهُ وَهُوَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلْيَأْتِ إِلَى النَّاسِ الَّذِي يُحِبُّ أَنْ يُؤْتَى إِلَيْهِ وَمَنْ بَايَعَ إِمَامًا فَأَعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ فَلْيُطِعْهُ إِنْ اسْتَطَاعَ فَإِنْ جَاءَ آخَرُ يُنَازِعُهُ فَاضْرِبُوا عُنُقَ الْآخَرِ
«Однажды, находясь с Посланником Аллаха ﷺ в пути, мы остановились в каком-то месте, и одни стали устанавливать свои палатки, другие принялись соревноваться в стрельбе из лука, а третьи погнали пасти своих животных, как вдруг глашатай Посланника Аллаха ﷺ возвестил: «Общая молитва!». И мы собрались вокруг Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании [членам] своей общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и в предостережении их от того, в чём, как ему было известно, для них заключалось зло. Что же касается вашей Уммы, то в начале её [существования] будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды, и [станет происходить] то, что вызовет ваше неодобрение. И придут [к вам] испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться лёгким, и придёт такое испытание, когда верующий скажет: «Это погубит меня!», — а потом оно прекратится, придёт [другое] испытание, и верующий скажет: «Это, это!». Так пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы [люди] обращались с ним. И пусть тот, кто дал клятву правителю, пожал ему руку и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется [этому правителю], если сумеет, а если явится кто-то другой и станет бороться с ним [за власть], то отрубите ему голову» (Муслим).
Приводится от Сахля ибн Саада (р.а.):
قَالَ إِنَّ الْإِسْلاَمَ بَدَأَ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ غَرِيبًا كَمَا بَدَأَ فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ قِيلَ مَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ الَّذِينَ يُصْلِحُونَ إِذَا فَسَدَ النّاسُ
«Пророк ﷺ сказал: «Ислам пришёл чуждым, и он возвратится [в состояние] чуждости, в котором был ранее. Туба (блаженное дерево в Раю) — чуждым (гураба)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, кто они?», — на что он ﷺ сказал: «Те, кто исправляет, когда люди испортятся» (привёл Абу Амр ад-Дани, Альбани подтвердил его достоверность).
В версии ат-Тирмизи говорится:
الَّذِينَ يُصْلِحُونَ مَا أَفْسَدَ النَّاسُ مِنْ بَعْدِي مِنْ سُنَّتِي
«...которые исправляют то, что испортили люди из моей Сунны после меня» (ат-Тирмизи сказал, что версия данного хадиса хорошая, достоверная). Ан-Навави в своих комментариях к «Сахиху» Муслима приводит следующие слова Кади Ийяда (р.х.): «Ислам начал своё распространение с небольшого количества людей и постепенно разрастался. Но настанет время, когда он снова сократится настолько, что опять сохранится лишь в небольшом количестве людей, как это было вначале». Постоянный комитет по фетвам КСА разъяснил данный хадис следующим образом: «Смысл хадиса заключается в том, что когда Посланник Аллаха ﷺ начал призывать людей к Исламу, на тот момент Ислам был чуждым. На призыв отвечали лишь единицы. Тогда Ислам был чуждым, поскольку люди, принявшие его, стали чужими для своих близких из-за своей немногочисленности и слабости на фоне многочисленности и силы их врагов.
В результате мусульманам пришлось иммигрировать в Эфиопию, чтобы иметь возможность поклоняться Аллаху, избежать угнетения, преследования и пыток. Посланник Аллаха ﷺ по приказу Аллаха так же был вынужден иммигрировать в Медину после того, как подвергся жестокому преследованию. Он ﷺ надеялся, что Аллах поддержит его призыв верующими, которые вместе с ним ﷺ окажут помощь Исламу. Аллах внял его ﷺ надеждам, даровал силу Своим воинам, даровал победу Своему рабу ﷺ, и было установлено первое государство Ислама. Затем, с помощью Аллаха, Ислам распространился по всему миру, Слово Аллаха стало превыше всего, а слово неверия — униженным, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.
Всё величие принадлежит Аллаху, Его Посланнику ﷺ и верующим. Это величие продолжалось долгое время, но затем мусульман постигли раскол, любовь к этому миру и страх перед смертью. Мусульмане стали слабеть и двигаться к краху, и так продолжалось, пока Ислам не стал чуждым, т.е. пока не возвратился в состояние чуждости, в котором он был в самом начале. Это произошло не из-за малочисленности мусульман, ведь на самом деле мусульман — огромное количество. Причина произошедшего заключалась в том, что они перестали держаться своей религии и Книги Аллаха, они отклонились от учений Посланника ﷺ, за исключением некоторых. Мусульмане озаботились лишь собой и мирским, они стали бороться из-за мирское друг с другом, как это делали народы, жившие до них, они стали убивать друг друга из-за власти и наследства.
В результате этого враги смогли проникнуть в ряды мусульман, смогли оккупировать их земли, установить свою власть, покорить мусульман, подвергнуть их ужасным пыткам и истязаниям. Вот в этом и заключается чуждость Ислама, к которой он вернулся. Некоторые учёные, в частности — Мухаммад Рашид Рида, считают, что хадис содержит в себе благую весть о том, что Ислам после второй чуждости вновь одержит победу, поскольку они усмотрели в этом схожесть со словами Посланника ﷺ «он возвратится [в состояние] чуждости, в котором был ранее», ведь как после первой чуждости пришло величие мусульман и распространённость Ислама, так и после второй чуждости придёт победа и распространённость».
Передаётся от аль-Мугиры ибн Шубы (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِي ظَاهِرِينَ حَتَّى يَأْتِيَهُمْ أَمْرُ اللَّهِ وَهُمْ ظَاهِرُونَ
«Не перестанет существовать одолевающая группа из моей Уммы. Даже когда застигнет её приказ Аллаха [т.е. благой ветер перед Судным днём], она будет продолжать побеждать [врага]» (Бухари).
Передаётся от Муавии: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَا تَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِي قَائِمَةً بِأَمْرِ اللهِ لَا يَضُرُّهُمْ مَنْ خَذَلَهُمْ أَوْ خَالَفَهُمْ حَتَّى يَأْتِيَ أَمْرُ اللهِ وَهُمْ ظَاهِرُونَ عَلَى النَّاسِ
«Не перестанет существовать группа из моей Уммы, выполняющая приказ Аллаха. Не навредит ей тот, кто оставит её без помощи и будет ей противоречить. Даже когда застигнет её приказ Аллаха [т.е. благой ветер перед Судным днём], она будет победоносной среди людей» (Муслим). Комментируя этот хадис, Ибн Таймия сказал следующее: «Данный хадис — сабит (надёжный), мутаватир с точки зрения распространённости его надёжности среди учёных. Данный хадис приводится в «Сахихе» Бухари, «Сахихе» Муслима и других сборниках с несколькими иснадами. Хадис указывает на то, что в Умме возникнет разобщённость и разногласие по вопросам основ религии, именно поэтому Посланник ﷺ описал эту группу победоносной вплоть до Судного дня и описал, что она будет на том, что приказал Аллах и Его Посланник ﷺ».
Другими словами, всегда будет тот, кто на стороне Всевышнего, кто будет иметь неопровержимые доводы (худжжа). Такова милость Аллаха в отношении Уммы. Данная группа в целом (или её отдельные члены) возьмёт на себя задачу по обновлению религии, по оживлению того, что исчезло из сознания мусульман, они будут призывать людей вернуться к Исламу и действовать на его основе.
На эту тему имеются и другие хадисы, но я хотел бы акцентировать внимание на ряде вещей, чтобы было понятно то, насколько важны данные хадисы:
● Хадисы, повествующие об обновлении, несут в себе сообщение для Уммы о том, что время от времени в Ислам будут вноситься изменения. Аллах желает уберечь Ислам от этих изменений, и поэтому Он благословил тех, кто будет возвращать правильное понимание Ислама, кто будет возвращать понимание первых поколений мусульман, кто будет очищать Ислам от разного рода ереси и чуждых вещей. Но при этом Аллах также обещал Сам сохранить свою религию:
إِنَّا نَحۡنُ نَزَّلۡنَا ٱلذِّكۡرَ وَإِنَّا لَهُۥ لَحَٰفِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).
Обещание сохранить религию является как милостью Всевышнего, но так же и доводом в Судный день против тех людей, которые отошли от прямого пути.
● Такие хадисы очень похожи на то, что было упомянуто в Коране о мудрых людях, живших среди прежних народов и выступающих против нечестия на земле. Аллах сказал:
فَلَوۡلَا كَانَ مِنَ ٱلۡقُرُونِ مِن قَبۡلِكُمۡ أُوْلُواْ بَقِيَّةٖ يَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡفَسَادِ فِي ٱلۡأَرۡضِ إِلَّا قَلِيلٗا مِّمَّنۡ أَنجَيۡنَا مِنۡهُمۡۗ وَٱتَّبَعَ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مَآ أُتۡرِفُواْ فِيهِ وَكَانُواْ مُجۡرِمِينَ ١١٦
«Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле. Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли. А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками» (11:116).
● Хвала Аллаху за то, что среди Уммы так же имеются мудрые люди, которые выступают против нечестия, которые не дают истине исчезнуть. Хвала Аллаху за то, что посредством этих людей Он оживляет Ислам среди мусульман.
● Упоминаются следующие слова Имама Ахмада (р.х.) (кто-то отнёс эти слова к Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.)): «Вся хвала принадлежит Аллаху, Который определил для каждого периода, когда нет посланников, обладателей знаний, которые призывали заблудших к прямому пути, терпели мучения [на этом пути], оживляли Книгой Аллаха мёртвые сердца, посредством света Аллаха наделяли зрением слепых в религии. Скольких людей, которых сразил Иблис, обладатели знаний оживили, скольких заблудших они наставили на прямой путь?! Они оставляют положительный след в людях, но как же плохо люди относятся к ним. Эти обладатели знаний отвергают [привнесённые] в религию искажения фанатиков, измышления лжецов и толкования невежд, которые подняли знамёна нововведений и дали свободу смутам (фитнам). Эти люди разногласят относительно Книги Аллаха, противоречат ей, соглашаются на том, что противоречит ей. Эти люди говорят без знаний об Аллахе и Его Книге, в своей речи они намеренно используют неясные выражения (муташабих) и обманывают невежественных людей посредством того, что для них неясно».
Всевышний Аллах сделал Посланника Аллаха ﷺ печатью всех пророков и посланников, сделал Ислам печатью всех религий, но так же Он сделал халифов теми, кто будет нести миссию пророков в правлении и заботе о людях согласно Божественным законам. Ислам будет направлять людей по прямому пути под сенью Второго Праведного Халифата и руками справедливых халифов. Сегодня мы видим, как наместничество, которое было миссией пророков и халифов после них, отсутствует в жизни, а вместе с этим отсутствует большинство законов Ислама.
Поэтому сегодня как никогда Шариат требует, чтобы была установлена власть религии посредством установления Праведного Халифата. Для того, чтобы Халифат был Праведным, необходим фактор понимания Ислама и стремления в соблюдении его законов подобно тому, как это имело место среди первых поколений мусульман, т.е. времён пророчества и праведных халифов. Отсюда смело и уверенно можно сказать, что процесс обновления религии сегодня, завязан на вопросе установления Праведного Халифата. Всевышний Аллах в Коране называет прежние народы словом «курун» (поколения), для каждого из которых Он установил свой срок существования. Так мы видим привязку слова «народы», кому отправлялись Послания, к определённому промежутку времени точно так же, как и сегодня процесс обновления религии Ислам связан со временем и имеет то же обозначение «карн» — или сто лет, — как об этом говорится в хадисах.