بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Передаётся от аль-Бараа ибн Азиба (р.а.):
أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِحَفْرِ الْخَنْدَقِ قَالَ وَعَرَضَ لَنَا صَخْرَةٌ فِي مَكَانٍ مِنَ الْخَنْدَقِ لَا تَأْخُذُ فِيهَا الْمَعَاوِلُ قَالَ فَشَكَوْهَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ووَضَعَ ثَوْبَهُ ثُمَّ هَبَطَ إِلَى الصَّخْرَةِ فَأَخَذ المِعول فقال بِاسْمِ اللَّهِ فَضَرَبَ ضَرْبَةً فَكَسَرَ ثُلُثَ الْحَجَرِ وَقَالَ اللَّهُ أَكْبَرُ أُعْطِيتُ مَفَاتِيحَ الشَّامِ وَاللَّهِ إِنِّي لَأُبْصِرُ قُصُورَهَا الْحُمْرَ مِنْ مَكَانِي هَذَا ثُمَّ قَالَ بِاسْمِ اللَّهِ وَضَرَبَ أُخْرَى فَكَسَرَ ثُلُثَ الْحَجَرِ فَقَالَ اللَّهُ أَكْبَرُ أُعْطِيتُ مَفَاتِيحَ فَارِسَ وَاللَّهِ إِنِّي لَأُبْصِرُ الْمَدَائِنَ وَأُبْصِرُ قَصْرَهَا الْأَبْيَضَ مِنْ مَكَانِي هَذَا ثُمَّ قَالَ بِاسْمِ اللَّهِ وَضَرَبَ ضَرْبَةً أُخْرَى فَقَلَعَ بَقِيَّةَ الْحَجَرِ فَقَالَ اللَّهُ أَكْبَرُ أُعْطِيتُ مَفَاتِيحَ الْيَمَنِ وَاللَّهِ إِنِّي لَأُبْصِرُ أَبْوَابَ صَنْعَاءَ مِنْ مَكَانِي هَذَا
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ приказал нам рыть ров. Роя ров, мы наткнулись на скалу, которую не брала кирка. Сподвижники пожаловались на это Посланнику Аллаха ﷺ, после чего он ﷺ пришёл сам, положил свою одежду, а затем спрыгнул на скалу, взял кирку и со словами: «С именем Аллаха!», — нанёс удар, и треть камня откололась. Затем он ﷺ сказал: «Аллах — Велик! Мне были дарованы ключи Шама! Клянусь Аллахом, я вижу его красные дворцы с этого места!». Потом он ﷺ сказал: «С именем Аллаха!», — и нанёс ещё удар, и откололось треть камня. Затем он ﷺ сказал: «Аллах — Велик! Мне были дарованы ключи Персии! Клянусь Аллахом, я вижу города, вижу её белый дворец из этого места!». Затем сказал: «С именем Аллаха!», — и нанёс ещё удар и развалился оставшийся камень. После этого он ﷺ сказал: «Аллах — Велик! Мне были дарованы ключи Йемена! Клянусь Аллахом, я вижу врата Саны из этого места!» (Ахмад).
Этот хадис содержит предзнаменование великих завоеваний мусульман вместе с Посланником ﷺ, и это происходило в тот момент, когда они были осаждены и рыли ров для защиты от врага. В этом хадисе содержится утверждение того, что религия Аллаха одержит верх и что великие народы (византийцы и персы) станут покорны ей, хотя на тот момент мусульман окружают невзгоды и страдания. Также в хадисе упоминается, что сам руководитель мусульман участвует в копании рва.
Передаётся от Абдуллаха ибн Умара (р.а.):
بَيْنَمَا نَحْنُ حَوْلَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَكْتُبُ إِذْ سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَىُّ الْمَدِينَتَيْنِ تُفْتَحُ أَوَّلًا قُسْطَنْطِينِيَّةُ أَوْ رُومِيَّةُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَدِينَةُ هِرَقْلَ تُفْتَحُ أَوَّلًا يَعْنِى قُسْطَنْطِينِيَّةَ
«Когда мы находились вокруг Посланника Аллаха ﷺ и вели записи, его ﷺ спросили: «Какой из двух городов будет открыт первым — Константинополь или Рим?», — он ﷺ сказал: «Город Ираклия будет первым», — т.е. Константинополь» (Ахмад).
Константинополь и Рим являлись столицами христианства (православия и католицизма). Их завоевание свидетельствует о верховенстве Ислама, его распространении и доминировании в мировом масштабе, особенно когда этот хадис сочетается с хадисом Ибн Умара:
سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ تُقَاتِلُكُمْ الْيَهُودُ فَتُسَلَّطُونَ عَلَيْهِمْ ثُمَّ يَقُولُ الْحَجَرُ يَا مُسْلِمُ هَذَا يَهُودِيٌّ وَرَائِي فَاقْتُلْهُ
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Евреи будут сражаться с вами, и вы одержите над ними верх. Затем камень скажет: «О мусульманин! Это еврей за мной! Убей его!» (Бухари).
Мусульманин взаимодействует с этими тексты в меру их достоверности, а они достоверны и относятся к ряду радостных вестей, слыша которые мусульманин ещё больше сосредотачивается на вопросах своей религии и ещё усерднее ведёт деятельность для их осуществления, а не сидит и не ждёт сложа руки. Если одни хадисы соединить с другими, то это лишь будет указывать на превосходство Ислама над остальными религиями, в частности — над христианством и иудаизмом, и над всеми сверхдержавами, ведь слово Аллаха превыше всего.
Передаётся от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بُعِثْتُ بِجَوَامِعِ الْكَلِمِ وَنُصِرْتُ بِالرُّعْبِ فَبَيْنَا أَنَا نَائِمٌ أُتِيتُ بِمَفَاتِيحِ خَزَائِنِ الْأَرْضِ فَوُضِعَتْ فِي يَدِي
«Я был направлен [к людям] с краткостью в изложении, мне была оказана помощь [против врагов] посредством страха [передо мной. Однажды], когда я спал, мне принесли ключи от сокровищниц земли и вложили их мне в руку». Абу Хурайра добавил: «Посланник Аллаха ﷺ ушёл [к своему Господу], а вы — те, кто извлекает [эти сокровища]» (Бухари и Муслим).
В этом хадисе есть радостная весть о том, что Умма после Посланника ﷺ пойдёт по его пути, а поэтому Аллах окажет ей Свою поддержку, она будет совершать завоевания, которые приведут её к тому, что для неё благо.
Передаётся от Абу Умамы (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
وَلا يَزَالُ الْإِسْلَامُ يَزِيدُ وَيَنْقُصُ الشِّرْكُ وَأَهْلُهُ حَتَّى تَسِيرَ الْمَرْأَتَانِ لَا تَخْشَيَانِ إِلَّا جَوْرًا ثُمَّ قَالَ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا تَذْهَبُ الْأَيَّامُ وَاللَّيَالِي حَتَّى يَبْلُغَ هَذَا الدِّينُ مَبْلَغَ هَذَا النَّجْمِ
«Ислам будет расти, а ширк и его последователи убывать, [и наступит период] когда две женщины будут идти и опасаться только несправедливости. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, дни и ночи не пройдут, пока эта религия не достигнет статуса этой звезды» (привёл ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир»).
В хадисе имеется доказательство о свете Ислама и восхождении его дела до статуса подобно статусу звезды ночью; в нём имеется благая весть о распространении его дела и распространении его света до тех пор, пока он не станет подобен звезде, которая ведёт человечество во мраке.
Передаётся от Аиши (р.а.):
كَانَ آخِرُ مَا عَهِدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ قَالَ لَا يُتْرَكُ بِجَزِيرَةِ الْعَرَبِ دِينَانِ
«Последнее, что завещал Посланник Аллаха ﷺ, было: «На Аравийском полуострове не должно быть двух религий» (Ахмад).
Хадис является доказательством статуса Аравийского полуострова, где есть две мечети, где было ниспослано Откровение, откуда вышел свет и знамения. Отсюда является ваджибом защищать эти земли от скверны неверия, каким бы оно ни было. Границы Аравийского полуострова описаны в толковом словаре «Аль-Камус аль-Мухит»: «Аравийский полуостров — это то, что находится между Индийским океаном и Красным морем, между Тигром и Евфратом. В длину — между Аден-Абьян и до окраин Шама и в ширину от Джидды до окраин иракских провинций». Этот хадис является одним из тех, которые хоть и обязывают мусульман вчерашнего дня выполнить его предписания, но при этом он указывает и на правителей сегодняшнего дня.
Передаётся от Абдуллаха ибн Хаваля: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَإِنَّ اللَّهَ قَدْ تَكَفَّلَ لِي بِالشَّامِ وَأَهْلِهِ
«Аллах поручился для меня за Шам и его жителей» (Ахмад).
Это достоверный хадис, и в нём присутствует упоминание о достоинствах Шама и о том, что во времена смут Аллах будет оберегать Шам. Шам станет опорой Ислама в конце времён. Хадис является благой вестью, которую ощущают сегодня мусульмане и которую ожидают как победу каждый мусульманин, особенно когда они слышат другой хадис Посланника ﷺ:
أَلَا إِنَّ عُقْرَ دَارِ الْمُؤْمِنِينَ الشَّامُ
«Центр земли верующих — Шам».
Это то, что произойдёт, с дозволения Аллаха, сегодня, а если не произойдёт сегодня, то завтра.
Передаётся от Нафиа ибн Утбы (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَغْزُونَ جَزِيرَةَ الْعَرَبِ فَيَفْتَحُهَا اللَّهُ ثُمَّ فَارِسَ فَيَفْتَحُهَا اللَّهُ ثُمَّ تَغْزُونَ الرُّومَ فَيَفْتَحُهَا اللَّهُ ثُمَّ تَغْزُونَ الدَّجَّالَ فَيَفْتَحُهُ اللَّهُ
«Вы будете совершать походы на Аравийский полуостров, и Аллах [поможет вам] завоевать его, потом [вы двинетесь в походы на] персов, и Аллах [поможет вам] завоевать их, потом [вы двинетесь в походы на] византийцев, и Аллах [поможет вам] завоевать их, а потом [вы двинетесь в поход на] Даджаля, и Аллах [поможет вам] одолеть его» (Муслим).
Этот хадис усиливает иман мусульман в том, что они не будут побеждены до тех пор, пока они с Аллахом. Учитывая, что завоевания повторятся четыре раза, то это говорит о том, что мусульмане будут в каждом завоевании с Аллахом, что они будут со своей религией до конца времён и что они одержат победу над Даджалем. Это один из хадисов, показывающих то, насколько распространится власть Ислама над другими религиями, культурами и ценностями.