Изменение поведения через изменение понятий: пример Хансы

Изменение поведения через изменение понятий: пример Хансы

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Райан Иса, Мосул

Великий Ислам в своей сути — это мудрость и уроки, порядок и закон. Он несёт в себе преображение для людей, выводя их из состояния низости и упадка к высотам чести, достоинства и благородства, помогая возвыситься над всем суетным и мелочным. И сегодня мы рассмотрим лишь один из многочисленных примеров, которыми была так богата история мусульман на заре Ислама.

Воистину, призыв Ислама, ниспосланный сердцу нашего господина, Пророка и любимца Мухаммада ﷺ, не был ограничен одними лишь мужчинами, исключая женщин. Напротив, женщины находились в самом центре этого благословенного призыва и жертвовали собой на пути возвышения Слова Всевышнего Аллаха. Ярчайший тому пример — Сумайя бинт Хайят, первая мученица в Исламе, которая достигла этой высокой степени, пробыв в вере совсем недолго. Именно здесь мы видим величие и всеобъемлющий характер этой религии, ведь с момента принятия Ислама ответственность каждого человека становится равной ответственности величайших сподвижников: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (р.а.).

В этом же ключе мы рассмотрим жизнеописание великой сподвижницы, которая оставила огромный след в истории Ислама. Речь пойдёт о Хансе (Тумадир бинт Амр), которую Посланник Аллаха ﷺ охарактеризовал как величайшую поэтессу арабов. Умар (р.а.) всякий раз, видя её, просил прочесть что-нибудь из её стихов, восхищаясь их красотой и лёгкостью слога. Они были словно прохладный родник, что пробивается к сердцу без спроса. Говорят, что «Ханса» переводится с арабского как «газель».

Ханса приняла Ислам на восьмом году хиджры, после завоевания Мекки. Она прибыла с делегацией своего племени Бану Сулейм, и она прекрасно соблюдала Ислам. Посланник ﷺ часто слушал её стихи и ободряюще говорил ей: «Продолжай же, о Ханса!».

Однако настоящую известность ей принёс неустанный плач по братьям, Сахру и Муавии. Они были убиты ещё во времена джахилии, и она посвятила им огромное количество стихов. Эта скорбь стала главной темой её творчества и не оставила её поэзию даже после принятия Ислама.

Вот отрывок из её элегии в память о брате Сахре:

قَذَىً بِعَيْنِكِ أَمْ بِالْعَيْنِ عُوَّارُ أَمْ ذَرَّفَتْ إِذْ خَلَتْ مِنْ أَهْلِهَا الدَّارُ
كَأَنَّ عَيْنَيَّ لِذِكْرَاهُ إِذَا خَطَرَتْ فَيْضٌ يَسِيلُ عَلَى الْخَدَّيْنِ مِدْرَارُ
تَبْكِي لِصَخْرٍ هِيَ الْعَبْرَى وَقَدْ وَلَهَتْ وَدُونَهُ مِنْ جَدِيدِ التُّرْبِ أَسْتَارُ
تَبْكِي خُنَاسٌ فَمَا تَنْفَكُّ مَا عَمَرَتْ لَهَا عَلَيْهِ رَنِينٌ وَهِيَ مِفْتَارُ
تَبْكِي خُنَاسٌ عَلَى صَخْرٍ وَحُقَّ لَهَا إِذْ رَابَهَا الدَّهْرُ أَنَّ الدَّهْرَ ضَرَّارُ

Что это, соринка в глазу иль его поразила слепота?
Или слёзы хлынули, когда опустел родной дом?
Кажется, лишь стоит вспомнить о нём,
И глаза мои — ручьи, что неудержимо текут по щекам.
Она плачет по Сахру, скорбящая, обезумев от горя,
А его скрывают лишь завесы из свежей земли.
Плачет Хунас, и пока она жива, не прекратится
Её стон по нему, и скорбь её неутолима.
Плачет Хунас по Сахру, и право на то ей дано,
Ведь судьба показала, как жестоко бывает оно.

Однажды соплеменники пожаловались на неё Умару ибн аль-Хаттабу, халифу Посланника Аллаха ﷺ, считая, что её безутешные рыдания — признак несогласия с предопределением и мудростью Аллаха.

Рассказывают, что когда она прибыла в Медину по делам, её спутники пришли к Умару и сказали: «Это Ханса. Быть может, ты наставишь её? Она слишком долго оплакивает своих братьев, как до Ислама, так и сейчас». Умар подошёл к ней и позвал: «О Ханса!». Она подняла голову: «Чего ты хочешь?». Он спросил: «Отчего так страдают твои глаза?». Она ответила: «Плач по господам племени Мудар». Он сказал: «Но они погибли во времена невежества и стали топливом для адского пламени!». Она воскликнула: «Да будут мои родители выкупом за тебя! Именно это и приумножило мою скорбь!». Тогда он попросил: «Прочти мне, что ты сложила». Она ответила: «Я не буду читать тебе старые стихи, но прочту то, что написала только что». И она прочла ему несколько строк. Выслушав, Умар произнёс: «Оставьте её. Её печаль не покинет её». Он не стал упрекать её, но проявил сочувствие и мягкость.

Таково было состояние Хансы в отношении её братьев во времена джахилии и в начальный период её пребывания в Исламе. Однако вера проникала до самого основания её личности, и она постигла суть своей религии и цель своего существования в этой жизни. Она поспешила принять участие в первых завоеваниях мусульман и направилась со своими сыновьями на покорение Ирака под предводительством льва из львов Ислама — Саада ибн Абу Ваккаса (р.а.). В ночь перед битвой она обратилась к своим четверым сыновьям со словами: «О сыновья мои! Вы приняли Ислам по доброй воле и переселились по собственному выбору. Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, вы — сыновья одного мужчины, как и сыновья одной женщины. Я не предала вашего отца, не опозорила вашего дядю, моего брата, не унизила вашего достоинства и не запятнала вашего рода. И вы знаете, какую великую награду уготовил Аллах мусульманам в войне с неверующими.

Знайте же, что Вечная Обитель лучше, чем этот бренный мир. Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱصۡبِرُواْ وَصَابِرُواْ وَرَابِطُواْ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ٢٠٠

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:200).

И если назавтра, по воле Аллаха, вы будете целы и невредимы, то выступите на рассвете на битву с врагом вашим, с ясным пониманием и прося у Аллаха победы над Его врагами. И когда вы увидите, что война обнажила свои клыки и разгорелась всепожирающим пламенем, устремляйтесь в самое её пекло! Сразитесь с её предводителями в разгар ярости войска; и тогда вы обретёте добычу и почёт в обители вечности и постоянства».

Её сыновья выслушали завет матери, отправились в бой и все пали смертью шахидов в битве при Кадисии, и ни один из них к ней не вернулся. Когда до Хансы дошла весть о кончине её сыновей, она не впала в ужас и не горевала так, как по своему брату Сахру. Напротив, она проявила терпение и произнесла своё известное изречение: «Хвала Аллаху, Который удостоил меня чести их мученической смертью. Я молю моего Господа, чтобы Он собрал меня с ними в обители Своей милости».

После этого Умар ибн аль-Хаттаб до самой её кончины выплачивал ей содержание, предназначавшееся для её четверых сыновей (каждому из них полагалось по двести дирхамов).

Вот так Ислам изменил её понятия, её образ мыслей и её отношение к смерти, от которой никому не уйти. История не знает ни одной поэтической строки, в которой она оплакивала бы своих сыновей. А ведь она потеряла их всех в один день — частичек своего сердца.

Поэтому мы говорим: если мусульманин не меняет в соответствии с Исламом свои убеждения, поведение и жизненные принципы, значит, он не понял своей религии. Он не относится к Исламу как к целостному образу жизни, как к пути к довольству Всевышнего Аллаха и, как следствие, к Раю по Его милости. И в этом, клянусь Аллахом, и заключается величайший успех.

О Аллах! Мы взываем к Твоей всеобъемлющей милости, к Твоей щедрости и благоволению! Смилуйся над нами и собери нас вместе с нашим господином и пророком Мухаммадом ﷺ и его сподвижниками (р.а.) в пристанище Твоего прощения и милости, о Милосерднейший из милосердных.